РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ IX-XII

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ 23-24 (ЕГЭ) И 33-34 (ОГЭ).
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ IX-XII

1. В отечественной исторической науке с середины XVIII века идет дискуссия о национальной принадлежности варягов и их роли в российской истории. Приведите три объяснения, чем отличались взгляды сторонников и противников норманнской теории:
1. сторонники норманнской теории считали, что восточные славяне не могли создать государство в силу своей отсталости и государство у славян было создано варягами (норманнами), противники считали, что государство возникло у славян в результате их самостоятельного развития (известно, что у славян на момент летописного призвания варягов уже существовали племенные княжения, города, развитое ремесло);
2. сторонники норманнской теории считали, что слово «Русь» имеет норманнское происхождение, а противники утверждали, что славянское;
3. сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) — жители Скандинавского полуострова, а противники утверждали, что варяги — славяне с южного побережья Балтийского моря.
2. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что процесс формирования государства у восточных славян начался еще в V веке. Однако лишь в конце IX века большинство восточнославянских племен были объединены в одно государство. Приведите три объяснения причин такого положения дел:
1. нашествие кочевых племен аваров, разоривших в VI веке значительную часть I восточнославянских земель, отбросило назад процесс формирования государства у восточных славян;
2. восточнославянские племена жили на большой территории, что затрудняло их контакты и замедляло процесс объединения;
3. многие восточнославянские племена жили в лесистой местности, что замедляло их хозяйственное развитие и стремление к контактам и объединению с другими племенами.
3. На Руси многие города возникали по берегам рек. Приведите три объяснения, в чем состояли преимущества такого расположения города:
1. расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были удобнее, чем сухопутные;
2. расположение города на берегу реки делало его менее уязвимым в случае осады;
3. город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными;
4. расположение города на берегу реки позволяло его жителям заниматься рыбной ловлей;
5. расположение города на берегу реки позволяло использовать энергию течения в работе водяных мельниц.
4. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что ко времени зарождения государства у восточных славян существовала сложная религия с детально разработанными обычаями ритуалами. Приведите три подтверждении такому положению дел:
1. как и у других древних народов, у восточных славян существовал пантеон из множества больших и малых богов;
2. как и у других древних народов, верования восточных славян содержали многочисленные культы, связанные как с занятиями славян, так и с явлениями природы;
3. сложными религиозными обрядами обставлялись события повседневной жизни славян: свадьбы, рождение детей, похороны;
4. многие религиозные обряды и ритуалы сохранились до наших дней, что говорит об их значимости для восточных славян.
5. В отечественной исторической науке существует дискуссионный вопрос о том, почему новгородский князь Олег сделал столицей объединенного Русского государства город Киев. Приведите три возможных объяснения этого решения:
1. Киев занимал срединное положение на главном торговом пути «из варяг в греки»;
2. Киев был более развит в хозяйственном отношении, чем Новгород (развитые земледелие, ремесла, торговля);
3. В Киеве дольше, чем в Новгороде, существовала система управления различными сферами жизни общества;
4. Киев в отличие от Новгорода находился в географическом центре большинства восточнославянских племен, что было важно с точки зрения их будущего включения в состав единого государства.
6. В отечественной исторической науке существует мнение о том, что система управления Древнерусским государством на протяжении большей части X века практически не менялась. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. на протяжении X века на Руси сохранялись племенные княжения при главенстве великого князя киевского (последние были ликвидированы в 980-х годах);
2. на протяжении X века на Руси сохранялись племенные обычаи, а на государственном уровне социальные отношения определялись нормами устного «Закона Русского»;
3. на протяжении X века на Руси сохранялась выплата дани как форма подчинения племен власти великого князя;
4. только в 970 году было введено такое новшество в управлении, как отправка великим князем своих сыновей в качестве наместников в те или иные земли Руси.
7. В отечественной исторической науке существует мнение о том, что во второй половине X века Киевская Русь занимала заметное место в Восточной Европе. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. в результате походов князя Игоря и князя Святослава значительно увеличилась территория Руси, которая стала крупнейшим по площади и численности населения государством Восточной Европы;
2. в результате походов князя Игоря и князя Святослава Киевская Русь установила контроль над важными торговыми путями по Днепру, Дунаю, Дону и Волге;
3. в результате походов князя Игоря и князя Святослава были заключены выгодные соглашения с Византией — крупнейшим государством того времени, что повышало международный авторитет Киевской Руси.
8. Согласно летописным данным, при выборе новой государственной религии князь Владимир беседовал с представителями католического и православного христианства, ислама и иудаизма. Приведите три причины того, почему Владимир остановил свой выбор на православии:
1. Русь имела прочные политические и торговые связи с Византией, что и стало решающим фактором при выборе религии;
2. дальнейшее развитие государства требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам, поэтому нужна была объединяющая идея единого Бога;
3. Владимира привлекло характерное для Византии подчинение церкви государству, дававшее возможность использовать ее в своих целях;
4. принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке (в отличие от католичества);
5. православное христианство давало объяснение усилению социального неравенства;
6. согласно летописи: Владимир отверг ислам, так как посчитал невозможным для Руси отказаться от употребления вина; Владимир отверг иудаизм, поскольку эту религию исповедовал народ, не имеющий своего государства, а значит, не любимый Богом; в православии Владимира привлекли красота и торжественность богослужения.
9. По мнению исследователей, крещение Руси имело большое историческое значение. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. принятие христианства способствовало распространению грамотности на Руси (школы при монастырях);
2. принятие христианства привело к появлению такого литературного жанра, как летопись;
3. принятие христианства привело к формированию пласта религиозной культуры: живописи (иконопись и фрески), музыки (церковное пение), архитектуры (строительство храмов);
4. принятие христианства способствовало смягчению нравов на Руси, поскольку православная церковь выступала против безнравственных языческих обычаев: похищения девушек, многоженства, преследовала преступления, унижающие человеческую личность;
5. принятие христианской религии способствовало консолидации общества и укреплению власти князя, что было важно в тогдашних условиях.
10. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что в результате принятия христианства на Руси произошла смена системы духовно-нравственных ценностей. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. после принятия христианства на Руси произошел отказ от многоженства, безнравственного с точки зрения христианства;
2. после принятия христианства на Руси произошел отказ от человеческих жертвоприношений, распространенных в языческие времена;
3. после принятия христианства на Руси благодаря деятельности церкви распространялись идеалы человеколюбия, терпимости, уважения к родителям и детям.
11. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что князь Ярослав Мудрый во многом повторил судьбу своего отца Владимира Святославича. Приведите три подтверждения данной точки зрения:
1. Ярослав, как и Владимир, родился язычником, но стал ревностным христианином;
2. Для того чтобы получить великокняжеский престол, Ярославу, как и Владимиру, пришлось пройти через междоусобицу с братьями
3. Ярославу, как и Владимиру, пришлось отражать набеги печенегов на Русь;
4. Ярослав, как и Владимир, воевал с Польшей за Червенские земли;
5. Ярослав, как и Владимир, активно способствовал распространению влияния христианской церкви на Руси.
12. В середине XI века киевский князь Ярослав Мудрый обладал огромным авторитетом внутри страны и за ее пределами. Однако уже в конце XI века власть киевского князя значительно ослабла. Приведите три объяснения причин такого положения дел:
1. рост политической и экономической самостоятельности отдельных территорий Киевской Руси;
2. постоянные княжеские междоусобицы в борьбе за великокняжеский престол,
3. приводившие к опустошению киевских земель;
4. частые опустошительные набеги половцев;
5. упадок торгового пути по Днепру;
6. миграция населения Киевского княжества на север.
13. К середине XI века Киевская Русь, по мнению историков, была раннефеодальным государством. Приведите три подтверждения этой точки зрения:
1. сохранялись пережитки «военной демократии» в виде вече;
2. большая часть населения Киевской Руси была лично свободной;
3. не было четкого порядка передачи великокняжеской власти (передавалась и по старшинству, и по завещанию);
4. феодальное землевладение (княжеский домен, боярские вотчины, церковные владения) находилось в начальной стадии формирования.
14. На Любечском съезде русские князья договорились о закреплении за каждым его владений. По мнению многих историков, это событие стало началом феодальной раздробленности Руси. Однако полную политическую самостоятельность русские княжества обрели только в 30-е годы XII века. Приведите три объяснения причин такого положения дел:
1. наличие общего внешнего врага — половцев — в значительной мере сплачивало князей;
2. сохранению единства русских земель способствовала позиция русской православной церкви;
3. отсутствие среди князей сильного лидера, способного благодаря своему авторитету подчинить себе удельных князей ми центрами удельных земель;
15. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что распад в начале XII века Киевской Руси на независимые княжества был неизбежен. Приведите три аргумента:
1. ослабло значение торгового пути по Днепру вследствие половецкой опасности
2. в значительной мере сохранялась племенная раздробленность, что в условиях господства натурального хозяйств делало непрочными экономические связи русских территорий;
3. рост удельного княжеско-боярского землевладения подталкивал удельных князей к независимости от Киева;
4. русские князья вели постоянные междоусобные войны, ослаблявшие единство государства;
5. росли и развивались города, являвшиеся политическими и экономическими центрами
16. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что распада в начале XII века Киевской Руси а независимые княжества можно было избежать. Приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения:
1. в конце XI — начале XII века уже фактически произошло слияние славянских племен в единую древнерусскую народность, что способствовало сплочению русских земель;
2. с середины XI века на Руси действовал единый свод законов — «Русская Правда»
17. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что культура Древней Руси с самого начала складывалась как синтетическая, так как находилась под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения:
1. в религии восточных славян присутствовали боги, заимствованные у других народов: так, в VIII—IX веках у славян почитался бог солнца Хоре и бог почвы и растений Симаргл, которые перешли из иранских племен; бог Перун имел балтийское происхождение;
2. многие слова перешли в славянский язык от ираноязычных скифско-сарматских племен и сохранились до наших дней: бог, богатырь, хата, собака, топор и др.;
3. из Византии к славянам пришла новая религия — православие;
4. под влиянием принятия православного христианства древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — пережили серьезные перемены: перешли от изображения обычной жизни к воспеванию Бога, победы духа над плотью и т. п.;
5. русская архитектура после принятия христианства стала сочетать в себе византийские архитектурные правила и славянские традиции деревянного зодчества;
6. после принятия христианства на Руси возникло так называемое двоеверие — одновременное соблюдение христианских правил и языческих обычаев, сохранившееся до наших дней.