Право в системе социальных норм

245053

Все действующие в обществе нормы (социальные регу­ляторы), взаимосвязанные и дополняющие друг друга, представляют собой систему социального регулирования. Элементом этой системы является право. В юридической науке весь массив действующих в об­ществе норм принято разделять на две большие группы: технические и социальные нормы. Обе эти группы норм регулируют человеческую деятельность — это их общий признак. Граница же между группами определяется прежде всего спецификой тех объектов, на которые на­правлено регулирование (как выражаются в науке, пред­метом регулирования). Технические нормы определяют научно обоснован­ные способы обращения человека с различного рода тех­никой, орудиями труда, техническими процессами (такие отношения можно выразить формулами «человек и ору­дия труда», «человек и машина», «человек и производ­ство»). Особенность технических норм в том, что они регу­лируют отношения людей по поводу неодушевлённых предметов с целью обеспечения порядка их эксплуата­ции, недопущения нарушения технической безопасности и т. д. Не следует путать технические нормы с законами при­роды: законы природы действуют объективно, независимо от сознания и воли людей; все технические нормы созна­тельно, целенаправленно вырабатываются людьми на ос­нове научного постижения закономерностей процессов, происходящих в сфере природы и техники.

В сферу профессиональных интересов правоведов обычно не входит изучение технических норм. Однако су­ществует целый ряд таких норм, которые получают за­крепление в правовых актах, а значит, обретают юриди­ческую силу. Действуют эти нормы, как правило, в сфе­ре материально-технического производства и управления. К ним относят, например, нормы эксплуатации всех ви­дов транспорта, атомных станций, противопожарной без­опасности, хранения и перемещения взрывчатых и токси­ческих веществ, обращения с оружием и т. д. Эти нормы исходят от государства, выражают его волю, закреплены в специальных нормативных актах и обеспечиваются си­лой государственного принуждения. Правоведы иногда называют их техникоправовыми. Нарушение технико­правовых норм влечёт юридическую ответственность, что связано с повышенной общественной опасностью объектов регулирования. Представьте себе, что может произойти, когда нарушаются правила пользования, например, элект­роприборами. А если подумать о нарушении правил обра­щения, скажем, с химическим оружием или с ядерным топливом?

Где есть общество, там должны быть и правила обще­жития — социальные нормы. Складываются они объек­тивно, в результате совместной жизнедеятельности людей. Это касается всех социальных норм — и правовых, и не­правовых. Поскольку такие нормы регулируют отношение человека к другим людям, их можно выразить формула­ми «человек и человек», «человек и общество». Выделяют целый ряд признаков социальных норм. От­метим хотя бы три.

Во-первых, социальные нормы пред­ставляют образец (стандарт) поведения, типичного для данного времени и среды. Причём это, как правило, об­разец общественно полезного (позитивного) поведения.

Во-вторых, нормы определяют границу (меру) возможно­го и должного поведения.

И в-третьих, служат средством контроля за поведением людей.

В целом же социальные нормы защищают общество от хаоса и произвола, помо­гают направлять поведение людей в нужное русло. В этом и заключается их особая социальная ценность. Социальные нормы многообразны, что связано с пред­метом их регулирования — различными сторонами обще­ственных отношений.

Юридическая наука не вдаётся в подробную классификацию социальных норм. Наиболее общая их классификация: обычаи (нравы, традиции, при­вычки, обряды, ритуалы), моральные, правовые, полити­ческие, религиозные и корпоративные нормы, деловые обыкновения.

Чтобы понять специфику норм права, следует сопо­ставить их с некоторыми другими социальными регулято­рами (нормами). Например, моральные нормы. Они помогают регулировать поведение человека, способствуют гармонизации его отно­шений с другими людьми, с самим собой (самоорганиза­ция, самоопределение), с окружающей средой. Оценку по­ведения людей мораль осуществляет с помощью особых понятий (моральных категорий) добра и зла. Соблюдая нормы морали, человек творит добро, нарушая их, творит зло. Моральный контроль при этом осуществляется силой общественного мнения и совести. Особое свойство морали — «присутствовать» везде, где действует человек, «проникать» во все сферы жизни об­щества (экономическую, политическую и т. д.) и давать моральную оценку действиям людей (добрые или злые, одобряемые или осуждаемые). Действительно, эффективное правовое регулирование невозможно без опоры на мораль.

Большинство норм пра­ва, содержащих запреты (особенно в уголовном праве), напрямую восходят к морали. Не совершать насилия над личностью, не оскорблять человека, не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не брать чужого, не нарушать правил общежития, общественного порядка и т. д. — все эти моральные нормы, получившие со­ответствующую юридическую форму, можно обнаружить в правовых документах. Укажем на некоторые взаимосближающие черты норм морали и права. Прежде всего у норм морали и норм права единая цель — способствовать общественному согласию, гармони­зации отношений между людьми, а также между людьми и окружающей средой. Сближает их также духовная, идейная основа.

В современном цивилизованном обществе нормы морали и права основываются на общих ценнос­тях, которые принято называть общечеловеческими. Это жизнь, свобода, равенство — словом, всё то, что в меж­дународных и национальных юридических документах закреплено как права человека. Защищая интересы и права человека, призывая к гуманным взаимоотноше­ниям, и мораль, и право стремятся прежде всего обеспе­чить справедливость. Наряду со справедливостью в её духовном арсенале есть и милосердие, и сострадание, и великодушие, и многое другое. В то время как право обязано оставаться в рамках справедливости всегда. Не случайно в правоведении применяют такие его определе­ния, как «всеобщая справедливость», «справедливость, имеющая силу закона». Выходя за рамки справедливос­ти, право рискует утратить своё объективное свойство — быть равной для всех мерой свободы. Есть основание говорить и о близости воспитательно­го воздействия норм морали и норм права. Эти социаль­ные регуляторы способствуют формированию внутреннего убеждения в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний. В этом проявляется социокультурная функция этих норм. Наконец, очень часто отмечается нормативная оформленность права и морали, т. е. регулирование поведения с помощью особых правил — норм, которые чётко опре­деляют границы возможного и должного поведения. Наи­более чётко оформленными нормами морали считаются «золотое правило морали», а также моральные заповеди.

Тем не менее,  право и мораль — это разные, «суверен­ные» социальные регуляторы, каждый со своими особен­ностями. Их различие проявляется уже в том, как они возникают (т. е. в особенностях формирования) и суще­ствуют. Правовые нормы создаются или санкционируют­ся только государством. Они всегда закреплены в форме государственных или международных правовых докумен­тов — в законах, подзаконных актах, международных нормах. Связь с государством — уникальная особенность права, позволяющая отличать его от других социальных регуляторов.

Нет смысла доказывать, что моральные нормы форми­руются обществом, социальными группами и т. д. са­мопроизвольно, стихийно по определённым духовным побуждениям, детерминированным условиями жизни и психологией народа. Или же создаются великими мора­листами (к их числу, по мнению ряда специалистов, относятся Моисей, Конфуций, Будда, Иисус Христос, Мухаммед). В отличие от норм права нормы морали но­сят неофициальный характер, их существование не связа­но с волей государства, они не нуждаются в официальном государственном оформлении. С особой ясностью различия обнаруживаются и в том, как обеспечивается соблюдение норм морали и норм пра­ва, а также в том, какие неблагоприятные последствия — санкции ожидают тех, кто нарушает эти нормы. Посколь­ку действие норм права обеспечивается силой государства, то в случае их нарушения применяются соответствующие санкции: от самых простых — замечаний, предупрежде­ний, штрафов, административных взысканий — до самых строгих и суровых мер — лишения свободы и т. д. В этом и проявляется государственное принуждение.

Вместе с тем мораль имеет ещё и свою особую сферу регулирования — межличностные отношения дружбы, любви, взаимопомощи и т. д. Мораль проникает в такие далёкие уголки личных отношений, в такие сокровенные тайники души, скрытые мотивы поведения, которые не предназначены для посторонних глаз и ушей и уж конеч­но недоступны государственно-правовому регулированию. Таким образом, сфера правового регулирования уже сферы морального регулирования.

Право соотносится и с  другими социальными регуляторами. Политические нормы характеризуют как правила поведения разнообразных субъектов политики, политических отношений. Круг их действий очень широк. Они регулируют отношения соци­альных групп, классов, граждан между собой или с госу­дарственной властью. Эти нормы опосредуют взаимодей­ствие государства с другими политическими организа­циями и отношения внутри самой власти (между её ветвями). Политические нормы содержатся в различного рода государственных актах (декларациях, манифестах, конституции), а также в программных документах поли­тических партий и движений. Существуют политические нормы, обладающие особой общественно-политической значимостью. Их называют политическими принципами, например принцип народовластия, равноправия народов, наций, государств, принцип разделения властей и т. д. Право и политика традиционно взаимосвязанные яв­ления. Так, конституция представляет собой ведущий политико-правовой документ, закрепляющий основные на­правления государственной политики, права и свободы граждан, их участие в государственной и политической жизни страны.

В целом же большая часть внешней и внутренней политики реализуется через право, законы. Право служит выразителем, проводником этой политики. Однако между правовыми и политическими нормами существуют различия и даже противоречия. В юридической науке давно обоснована идея первенства права над политикой (эти отношения чётко выражает формула «право выше влас­ти»). Приоритет правовых норм стал непреложным прин­ципом современной культуры. Тем не менее, принцип этот постоянно нарушается. Характерная для политических норм острая конкуренция идей и программ не всегда протекает в рамках закона. Если же политические нормы не подкреплены правом (и моралью), если право не служит жёстким ограничителем политических действий, а права человека перестают быть средством контроля над действи­ями политиков, неизбежно возникает почва для беззако­ния и произвола. Политика, политическая деятельность демонстрируют подчас примеры грубого нарушения правовых норм и принципов. Особенно ярко это проявляется в период вы­боров: подкуп и давление на избирателей, манипулирова­ние общественным мнением, война компроматов, распро­странение ложной информации о соперниках, подтасовка результатов, пустые обещания кандидатов, проникнове­ние во власть криминала и т. д. Только право и мораль способны противостоять этим аномальным явлениям.

Другим регулятором выступает обычай. Обычай — древнейший социальный регулятор, возникший вместе с появлением общест­ва. Вы уже знаете, что право в значительной мере вырас­тало из обычаев. Складывается обычай стихийно в ре­зультате длительного, порой многовекового повторения. Переходя из поколения в поколение, он становится при­вычкой, традицией, второй натурой. К соблюдению обы­чая никто специально не принуждает. Его соблюдают доб­ровольно, свободно, по собственной воле, без каких-либо специальных предписаний и согласований с определён­ными требованиями. Это резко отличает обычай от мора­ли и права. Моральное поведение, как вы знаете, чётко ориентировано на моральные заповеди, нормы, принципы (т. е. специальные предписания), а правовое — на стро­гое соблюдение правовых норм. За несоблюдение обычая не привлекают к юридической ответственности. Нет у обычая таких особых способов государственного при­нуждения, как у права. Вместе с тем соблюдение некото­рых обычаев порой не менее важно, чем соблюдение пра­вовых норм. Прежде всего, это касается обычаев гостепри­имства, добрососедства, уважения старших, выражения сочувствия и оказания помощи тем, у кого случилась бе­да, и т. д. Традиции обязывают, их следует соблюдать, ибо есть риск потерять уважение окружающих, прослыть дурным человеком, бессердечным, грубым и т. п. Таким образом, обычай можно определить как исторически сло­жившееся правило поведения, которое в результате дли­тельного повторения становится привычкой, а его не­соблюдение может вызвать общественное осуждение. Главное, что служит основанием для взаимо­действия права и обычая — общая цель: оба регулятора призваны под­держивать порядок и стабильность в обществе.

В правоведении все действующие в обществе обычаи принято подразделять на правовые (или обычное право) и неправовые (или общегражданские). Понятно, что к правовым относятся обычаи, которые в той или иной фор­ме отражены в праве и, следовательно, санкционированы государством. Часть из них прямо закреплена в законе (например, обычаи делового оборота — правила поведе­ния, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, — в нашей стране закреплены в Гражданском кодексе (ГК РФ). Бы­вает, что обычай просто упоминается, и это означает, что им можно руководствоваться. В юридической литературе указывают на три вариан­та взаимодействия права и обычая.

Одни обычаи право поддерживает: пример тому — вышеупомянутые обычаи делового оборота, закреплённые в ГК РФ.

К другим оно относится нейтрально, например к обычаям, которые спо­собствуют гражданскому воспитанию (проводы новобран­цев в армию, посвящение в профессию, торжественное вручение паспортов, увековечение памяти предков и т. д.) или связаны с межличностными отношениями, поведени­ем в быту (поздравление с днём рождения, угощение гос­тей, обмен подарками, цветы женщинам и т. д.).

С треть­ими ведёт борьбу, вытесняет из жизни (пьянство, некото­рые местные обычаи — калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного ро­да предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т. д.).

Право соотносится и с корпоративными нормами. Корпоративные  нормы — это правила, которые регулируют деятельность обществен­ных, негосударственных организаций — профсоюзов, политических партий, разного рода клубов, союзов и т. д. Корпоративные нормы закрепляются в уставах, програм­мах, положениях и других документах общественных объ­единений. В этом, пожалуй, у них есть сходство с норма­ми права — документальная оформленность. Но на этом сходство фактически заканчивается, по­скольку корпоративные нормы распространяются только на членов данного объединения и регламентируют их внутренние отношения. А значит, они не обладают обще­обязательностью права и не обеспечиваются государствен­ным принуждением. Вместе с тем право оказывает влия­ние на корпоративные нормы.

Итак, каждый из социальных регуляторов имеет свою специфику. А в целом они составляют систему социаль­ного регулирования. Гармоничное взаимодействие права с другими социальными нормами способствует эффектив­ности правового регулирования, обеспечивает порядок и стабильность в обществе.