Постоянные и переменные затраты

7327

Деятельность фирмы имеет смысл для ее владельцев лишь в случае получения ими дохода в форме прибыли. А прибыль — это превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами (издержками) на его изготовление и организа­цию продажи. Однако это определение еще недостаточно конкретно, поскольку величина таких общих затрат может быть рассчитана по-разному. Это связано с тем, что любая фирма при осуществлении своей деятельности пользуется ресурсами двух видов: внешними и внутренними. Внешние ресурсы — это все то, что фирма покупает у других коммерческих орга­низаций или граждан. К этой категории относятся: материалы, детали, энергия, рабочая сила и т. д. Они расходуются для производства определенного объема про­дукции, а для изготовления следующей партии их надо приобретать вновь. Напри­мер, заработная плата рассчитывается за месяц, и ею оплачивается тот объем про­дукции или услуг, который наемный работник изготовил за это время. Наступает новый месяц, и за трудовые услуги надо платить опять.

Внутренние ресурсы — это все то, что принадлежит самой фирме и используется ею для организации своей деятельности. Важнейшие из таких ресурсов — помеще­ния, оборудование, земля, денежные средства владельца фирмы, использованные для ее создания. Все они остаются ограниченными и потому имеют свою ценность. Эта ценность равна цене выбора, сделанного в пользу направления таких ресурсов на деятель­ность данной фирмы. Для примера рассмотрим такие внутренние ресурсы, как собственные денеж­ные средства и предпринимательские услуги владельца фирмы. На первый взгляд они бесплатны: ведь их не надо ни у кого покупать. Однако денежные сбережения и силы, вложенные в деятельность фирмы, ее владелец мог бы направить на иные цели и на этом что-то заработать.

Например, деньги поло­жить в банк, а свои способности продать за заработную плату, нанявшись на работу в другую фирму. Но он отдал (вложил) эти ресурсы в свою фирму. Естественно, что такой шаг будет экономически рациональным лишь в том случае, если деятельность фирмы принесет ее владельцу доход, по крайней мере, не меньший, чем он получил бы при ином использовании своего предпринимательского таланта и сбережений. Такой доход принято называть нормальной прибылью, и он составляет тот минимум, который предприниматель должен получить, чтобы возместить вложенные в дело средства и усилия, сохранить заинтересованность в дальнейшем занятии делами фирмы, вкладывать и дальше в развитие фирмы суммы, достаточные для сохранения ее конкурентоспособности. Если предприниматель не получает нормальной прибыли, то, скорее всего, либо он сам бросит свое занятие и станет наемным работником, либо фирма в конце концов начнёт разоряться и будет вытеснена с рынка конкурентами. Все это справедливо и для иных видов внутренних (собственных) ресурсов фирмы.

Например, здание, которое принадлежит фирме и используется для ее деятельности, можно было сдать в аренду кому-то другому и получить за это арендную плату. Значит, доход от использования здания на собственные нужды желательно получить в размере, не меньшем возможной арендной платы.  Все эти неполученные доходы от альтернативного использования (цены выбо­ра) внешних ресурсов сокращают прибыль фирмы точно так же, как и ее реальные издержки на внешние (покупные) ресурсы. Это означает, что все внутренние ресур­сы тоже имеют для фирмы ценность, и потому общая величина ее издержек скла­дывается из: внешних (явных) издержек и внутренних (неявных) издержек.

Иными словами, с точки зрения экономической науки общие издержки фирмы включают расходы на приобретение ресурсов всех видов, которые фирма собрала воедино и использовала для организации производства, включая и собственность самой фирмы, и предпринимательские способности ее владельца. Понимаемые таким образом общие издержки называются экономическими из­держками. Прилагательное «экономические» в этом определении связано с разли­чием во взглядах на издержки между экономистами и бухгалтерами, а также нало­говыми службами государства. Ни бухгалтеры, ни налоговые службы не учитывают в составе издержек фирмы ее внутренние (неявные) издержки. Для них реальны только те издержки, которые были действительно осуществлены. Нормальная прибыль собственника, по мнению бухгал­теров и налоговых инспекторов, является доходом, а доход подлежит обложению налогом. Таким образом, ни нормальная прибыль собственника, ни прочие неявные издержки бухгалтерами и сотрудниками налоговых служб в качестве издержек не признаются, а говоря о затратах фирмы, они имеют в виду только реально осуществ­ленные и отраженные в бухгалтерских документах так называемые бухгалтерские из­держки.

Чтобы лучше понять, как именно фирмы управляют издержками и какие эко­номические закономерности им при этом приходится учитывать, стоит разобраться в том, какие у фирм бывают издержки.

Наше знакомство с издержками (или, как их порой называют, затратами) фир­мы мы начнем с выяснения, как формируются внешние издержки и чем они отли­чаются от расходов и платежей. Представим себе, что фирма решила приобрести станок или вагон металла. Чтобы это сделать, ей надо осуществить т. е. потратить на приобретение ресурсов определенную сумму денег — ту, по которой она договорилась такой ре­сурс приобрести. Но подписание договора о приобретении нужного фирме ресурса еще не зна­чит, что она уже на самом деле осуществила расходы. Расход становится для фирмы реальностью только в тот момент, когда она реально передает продавцу деньги за приобретенный у него вид ресурсов. Такая реальная передача денег (в форме наличных или безналичных средств) и называется платежом. Заметим, что приобретение ресурсов и платежи за них могут не совпадать во времени. В коммерческой практике дела очень часто ведутся по принципу: «Купи сегодня — заплати завтра!» (так легче уговорить покупателя сделать покупку).

Но приобретение ресурсов (и даже факт их реальной оплаты, стирающий грань между расходом и платежом) еще не означает, что эти ресурсы реально использованы на нужды фирмы. Они могут, например, попасть на склад, превратившись в запасы. И лишь в тот момент, когда ресурсы действительно станут использоваться (затрачиваться) фирмой для производства товаров или оказания услуг, начинается формирование величины издержек. Таким образом, издержки равны произведению цены за единицу ресурса на тот объем этих ресурсов, который уже использован для изготовления товаров или осуществления иной деятельности фирмы. Наше понимание издержек будет неполным, если мы не обратим внимания на то, что издержки фирмы формируются по-разному в зависимости от вида исполь­зуемых ресурсов. И материалы, и помещения — ресурсы, без которых фирма не может организо­вать производство.

Но если материалы в процессе изготовления продукции теряют свой внешний вид, превращаясь в готовые изделия (а часть — в отходы), то произ­водственные цеха остаются на месте и после того, как их покинет очередная партия изделий. Теперь обратим внимание на цех, в котором производятся эти автомобили, и установленное в нем оборудование. Допустим, что они были возведены из расчета на производство 100 автомобилей в сутки. Но если в этом цехе и на этом оборудовании из-за упавшего спроса будет производиться не 100, а, скажем, 90 автомобилей, то от этого не изменятся ни размеры цеха, ни объем установленного в нем оборудования. Именно подобные различия в масштабах изменения объемов потребления про­изводственных ресурсов при изменении объемов производства заставили экономи­стов разбить все виды издержек на две категории: постоянные издержки и переменные издержки.

К постоянным издержкам относятся, например, арендная плата за помещения, издержки, связанные с обслуживанием оборудования, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные рас­ходы. Переменные издержки включают издержки фирмы на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату. Они изменяются при любом колебании объемов выпуска товаров и в том же направлении (увеличиваются при росте объе­мов и падают при их сокращении)

Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые также стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего денежных средств), которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке. Соперничество, однако, может разворачиваться по-разному. И каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке, для вы­работки своей коммерческой политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет не­малое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы (типы конкуренции мы обсуждали в предыдущей теме).

Выручка (доход) фирмы и прибыль

В анализе деятельности фирмы и в принятии решений используются понятия выручки, или дохода.

Общий доход фирмы представляет собой выручку от продажи некоторого количества товара.Если фирма стремится реализовать как можно больше продукции, то она вынуждена снижать цену. Тогда выруч­ка зависит от уровня цены и от того, как быстро она сни­жается, с одной стороны, от объема продаж и от того, как быстро он увеличивается, с другой.

Средняя выручка (средний доход) фирмы представляет со­бой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Чтобы его определить, необходимо разделить общий доход на объем реализованной продукции.

Ведущим мотивом хозяйственной деятельности являет­ся возможность получения прибыли. Поэтому, принимая решения по различным проблемам, фирма выбирает одну из возможных альтернатив, которая обещает получить мак­симальную прибыль. Прибыль является важнейшим пока­зателем, характеризующим эффективность производствен­ной деятельности фирмы.

Различие экономических и бухгалтерских издержек от­ражается в определении экономической и бухгалтерской прибыли. Экономическая, или чистая, прибыль равна раз­ности выручки (общего дохода) и экономических издержек фирмы. Бухгалтерская прибыль определяется вычитанием из выручки фактических издержек. Бухгалтерская прибыль больше экономической прибыли на величину неявных из­держек фирмы.

Прибыль выполняет две важные функции:

  • характеризует конечные финансовые результаты де­ятельности фирмы;
  • является главным источником финансирования за­трат на развитие производства и социальное развитие предприятия.

На величину прибыли оказывают влияние многие фак­торы: объем и структура производства и реализации про­дукции, цена изделий и цены используемых ресурсов, ве­личина средних валовых издержек и др. Так, при прочих равных условиях прибыль увеличивается с ростом объемов производства и повышением цены продукта, при снижении издержек производства и т. п.

Получаемая прибыль имеет особый механизм распреде­ления в различных предприятиях. Так, корпорация из при­были в первую очередь выплачивает налоги в государствен­ный бюджет, в бюджеты регионов и в бюджеты местных органы власти. После уплаты налогов выплачивают диви­денды (доход владельцев ценных бумаг — акций) акционе­рам. Оставшаяся прибыль называется нераспределенной прибылью корпорации. Большую часть нераспределенной прибыли используют на покупку нового оборудования, на вы­полнение строительных работ, на содержание социальных объектов и на другие цели. Многие корпорации за счет ча­сти нераспределенной прибыли выплачивают премии ра­ботникам и тем самым поощряют высокоэффективный, ка­чественный труд. Существуют многообразные системы участия работников в прибыли своей фирмы. Если же кор­порация использовала кредиты банка, то за счет части не­распределенной прибыли приходится возвращать ссуду и платить проценты за кредит.

Чтобы сделать вывод, насколько успешно работает фирма, используется относительный показатель прибыльности — рентабельность производства. Так, если две фирмы получают одинаковую величину экономической прибыли, но расходуют в произ­водстве различные объемы ресурсов, то более эффективно работает фирма, использующая относительно меньший объем ресурсов. Чем выше рентабельность производства, тем лучше фир­ма использует свои ресурсы.