Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII — первой половины XIX в.

0_a7c8b_89e4eee3_xl

Эпоха Петра I (1672-1725 гг.) явилась переломной в истории Рос­сии. Большое влияние на характер Петровских реформ оказала сим­патия к западному образу жизни и быту, зародившаяся во время его визитов в Немецкую слободу в Москве. Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700-1701 гг. Петр издал указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. К мероприятиям того же «бытового порядка следует отнести учреждение ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства. В ассамблеях участвовал и женщины, что было нехарактерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоря­жением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили. Для облегчения освоения новых форм поведения  в 1717 г. было издано специальное пособие, сборник правил поведения в обществе и дома под названием «Юности честное зерцало, или показание к житей­скому обхождению».

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспита­ние образованных людей, специалистов, необходимых для построе­ния нового государства. В 1714 г. был издан указ, согласно которому к перкой дворянской обязанности — служить — была добавлена еще одна — учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. с. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было поло­жено открытием по указу 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновре­менно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712г.— Инженерная. В этих школах преподавались точные нау­ки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 г. была создана Медицинская академия.

Система образования при Петре столкнулась с большими трудностя­ми. В России не было ещё системы начального образования, поэтому системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в1716 г. начали создаваться ци­фирные школы. Стоит отметить, что при обшей секуляризационной политике н Петровскую эпоху более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ. Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии — Федор Поликарпов выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим», а в 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика», сиречь наука численная» Леонтия Магницкого.

Реформы Петра положили начало развитию отечественной нау­ки. В 1725 г в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала круп­ным научным центром. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые (например, Бернулли, Эйлер и др.). При академии были открыты гимназия и академический университет. В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной про­дукции, открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый цер­ковно-славянский шрифт был заменен новым, гораздо более про­стым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя — «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам». Изготавливающегося для Алексея Михайловича и его приближенных.

Глобальная перестройка, охватившая страну, требовала соответ­ствующего идейного оформления. Видную роль в развитии обще­ственно-политической мысли первой четверти XVIII в. сыграл ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович. Блестящий оратор, выдающийся писатель-публицист и поэт, он был одним из главных идеологов реформ. В своих произведениях, многие из которых были прочитаны в качестве проповедей, он давал оценку наиболее зна­чительным событиям эпохи. Незаурядные способности Феофана Прокоповича очень ценил Пётр. Именно ему он поручил разработ­ку таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».

Выдающимся представителем экономической мысли Петров­ской эпохи был Иван Тихонович Посошков. Главный его труд «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). предназначавшаяся Петру, содер­жит много оригинальных и вполне зрелых идей. Взгляды Посошкова близки концепции протекционизма и меркантилизма. Петровские реформы, огромные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства, На рубе­же дну х столетии происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями запад­ных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глуби­ну и объемность пространства. Художники в бликах и тенях просле­живают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает многообразие образов и сюжетов.

Одной из самых интересных сфер развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А. М. Матвеев. Работ, принадлежавших кисти И И. Никитина, сохранилось немного. Наиболее из­вестная из них — портрет канцлера графа Г. И. Головкина, замечатель­ный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика ум­ного, волевого государственного деятеля. Крупные работы Л М. Матвеева не сохранились. Из нескольких известных портретов наиболее выразителен автопортрет с же­ной, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их друже­любие, внимание и нежность друг к другу. Лирическая оду­хотворенность работ Матвеева отличает его от нередко суровых и несколько аскетичных работ Никитина. А. М. Матвеев был учителем таких известных живописцев середины века, как И. Я. Вишняков и А. Г. Антропов. В первой половине XVIII в. в России работают много иностран­ных художников. Некоторые из них внесли немалую лепту в развитие русского изобразительного искусства. Среди них наибольшей извест­ностью пользуются И. Г. Таннауэр, Л. Каравакк.

Особое место в изобразительном искусстве первой полови­ны XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широ­ким массам вид искусства, быстро откликающийся на события вре­мени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, нал которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры первой четвер­ти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и  Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями. Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли — выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульп­турных портретов виднейших деятелей эпохи — бюст и конная ста­туя Петра (установленная около Ин­женерного замка в Петербурге), бюст А.Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

akademm_21

Здание Академии наук в Петербурге

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно от­нести возникновение регулярной го­родской застройки. Не имеющим ана­логов экспериментом было возведение Петербурга — первого города в России, строительство которого велось по зара­нее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством Домени­ко Трезини. Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода дворец А.Д. Меншикова в Петербурга (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).

К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом синхронно развитию европейской. XVIII век вошел в историю общественно-политической и фило­софской мысли как эпоха Просвещения. Крупнейшими представи­телями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж -Ж. Руссо. Д Дидро, И. В. Гёте. Основой идеологии Просвещения было представление о «естественном равенстве» всех людей независи­мо от сословной принадлежности. По мнению просветителей, путь к построению ноною общества лежал через распространение знаний и образованности. В России идеи Просвещения получили большую популярность. Ими была охвачена сама императрица Екатерина II. Она состояла в переписке с видными французскими просветителями и упорно ста­ралась создать о себе мнение как о «просвещенном монархе», «фи­лософе на троне».

Вторая половина XVIII в. — это время особой популярности литературных журналов. Екатерина, не указывая своего имени, начи­нает издавать сатирический журнал «Всякая всячина», в котором основное внимание уделялось различным человеческим слабостям, не имевшим отношения к злейшим социальным язвам русского об­щества тою времени: юмор журнальных публикаций был посвящен расточительству, женскому непостоянству и т.д. Ее издание стало объектом насмешек со стороны журнала «Трутень», издателем ко­торого был наиболее видный представитель русского Просвещения Николай Иванович Новиков. В конце концов «Трутень» был закрыт. Это, однако, не остановило Н.И. Новикова — он начинает издание журнала «Живописец». В его изданиях осмеивались сословные пред­рассудки, показывались ужасы крепостного права, утверждалась идея равенства людей. Объектом сатиры был и государственный строй, хотя в целом Новиков оставался сторонником просвещенной монар­хии, постепенных реформ на основе «исправления нравов». Помимо журналистики, просветительская направленность деятельности .И. Новикова проявилась в издании памятников древнерусской литературы: с 1773 но 1775 гг. в свет вышло десять томов «Древней Российской Вивлиофики».

Еще дальше в критике самодержавия и крепостничества пошел Александр Николаевич Радищев. Система его воззрений, в целом родственная идеологии Просвещения, все же выходит за рамки этого течения. Основное отличие его идей от «классического» просвети­тельства Н. И. Новикова в том, что Радищев, разделяя фундаменталь­ные  ценности просветительства, был сторонником революции. В оде «Вольность» А. Н. Радищев открыто приветствует народное восста­ние, суд над царем и его казнь. Главное произведение Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву», по недосмотру принятое цензурой за обычные путевые заметки и поэтому допущенное к пе­чати. Невежество и жестокость дворянства Радищев показывает в бы­товых сценках, свидетелем которых становится по дороге из Петер­бурга в Москву. Контрастом бесчеловечным образам господ Радищев выводит крестьян, сохраняющих несмотря на бедственность своего положения внутреннее достоинство и душевную красоту. Вскоре, од­нако, власти разобрались в характере произведения, почти весь тираж был уничтожен, а автор отправлен в ссылку. Просветительский характер эпохи проявился и в развитии систе­мы образовании. В ее развитии в России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений, вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности.

Согласно Уставу народных училищ, утвержденному в 1786г., в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в  уездных городах малые народные училища с двумя классами. Тем самым была заложена основа системы начального образования. Наряду с расширением сети народных школ для низших слоев общества, уве­личивалось число сословных учебных заведений, предназначавшихся исключительно для дворян. В конце XVIIIв. открываются кадетские корпуса, благородные пансионы и другие так называемые «закрытые» учебные заведения, в которых дети неотлучно жили и воспитывались с 5-6 до 18—20 лет. Одним из таких образовательных учреждений был Смольный институт благородных девиц, открытый в 1764г. Увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И Шувалова был открыт Московский уни­верситет, ставший не только крупнейшим образовательным, но и на­учным центром. В 1773 г. в Петербурге открывается Горный институт.

c4cfba37ad2df7fc4d813221a90141fb_1024_768

Здание Смольного института Благородных девиц

Развивается наука. Среди ученых, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Васильевича Ломоносо­ва, труды которого стали серьезными вехами в самых разных обла­стях научного знания: в физике, химии, астрономии, истории, фи­лологии. Среди иностранных ученых, работавших в России, видное место занимал математик Л. Эйлер. Важную роль в научной жизни продолжает играть Академия наук. Под эгидой Академии проводятся исследовательские работы по разным отраслям, устраиваются географические экспедиции в отдаленные районы страны.

Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым валетом тех­нической мысли. В историю вошли имена И. И. Ползунова, за двад­цать лет до Дж. Уатта изобретшего универсальную паровую машину, и И. П. Кулибина — автора многочисленных изобретений («самобеглой коляски», одноарочного моста через Неву, лифта и др.). большин­ство из которых остались неосуществленными.

Литература второй половины XVIII в. представлена тремя на­правлениями. Первое из них —классицизм — направление в искус­стве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Зародился он еще во вто­рой четверти XVIII в. и проявился в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, расцвета достиг в произ­ведениях М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина н Г. Р. Державина. Наи­более полно принципы классицизма проявились в творчестве Алек­сандра Петровича Сумарокова — создателя первых национальных русских образцов драматургии классицизма — трагедий и комедий. Основой трагического конфликта в пьесах А. Г. Сумарокова, в со­ответствии с канонами классицизма, является противоречие между гражданским долгом и любовью, выбор, между которыми предстоит сделать главному герою. Характерной чертой драматургии русско­го классицизма является также то, что часто в качестве материала использовалась древнерусская тематика: трагедии «Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова. «Вадим Храбрый» Я. Б. Княжнина и др. Большое значение для литературы классицизма имела ода. Ода стала основным жанром поэзии М. В. Ло­моносова. творчестве Г. Р. Державина.

Второе направление в русской литературе — начинавшее оформ­ляться художественно-реалистическое. Наиболее ярким представителем этого направления является Денис Иванович Фонвизин — автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». По форме произведении Д.И. Фонвизина имеют еще очень много общего с литературой класси­цизма: соблюдается единство времени и места, пьесы состоят из пяти актов, героям даны «говорящие  фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин и пр. Его творчество оказало огромное влияние ка развитие русской культуры. Третье направление — сентиментализм. Это направление отме­чено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоцио­нальному восприятию окружающего мира. Для сентиментализма характерна оценка человека исходя из того, в какой мере он спосо­бен на большие, искренние и глубокие чувства. В русской литературе сентиментализм представлен творчеством Н. М. Карамзина, который был не только великим историком, но и популярным писателем. В его романе «Бедная Лиза» крестьянская девушка влюбляется в молодого дворянина, офицера Эраста. Незнатная героиня оказывается более способна любить, чем дворянин. Финал истории трагичен: соблаз­ненная и брошенная Лиза кончает жизнь самоубийством.

В архитектуре середина XVIII в. стала временем формировании  стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли). Им было построено несколько великолепных зданий, считаю­щихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.). Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.). ансамбль Смоль­ного монастыря (1764 г.). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый при­чудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Помимо Растрелли, в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.). С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге. 1762 г.).

Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литерату­ре, классицизм проявился, прежде всего, в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит — таковы характерные черты этого стиля. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (Л.Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот, 1788г.). Настоящим ше­девром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784-1786 гг. в Москве Василием Ивановичем Баженовым. Матвей Фёдорович Казаков является ярким представителем мо­сковской школы зодчества, мастера зрелого (строгого) классицизма.

Им были возведено очень много зданий в Москве: как общественных, так и усадеб. Самыми известными работами М.Ф. Казакова являют­ся здания Сената в Кремле (1787г.), Благородного собрания (1784 г.) и Голицынской больницы (1801г.).  В Петербурге классицизм был представлен работами Ивана Его­ровича Старова (Таврический дворец. 1789 г.). Антонио Ринальди (Мраморный дворец. 1785 г.) и замечательного итальянского ма­стера Джакомо Кваренги, построившего целый ряд зданий, во мно­гом определивших облик классической архитектуры столицы кон­ца XVIII в. Архитектура Кваренги строга и лаконична. Среди его построек выделяются здания Академии наук (1789 г). Эрмитажного театра и Смольного института (1808 г.).

 Вторая полови па XVIII в. яви­лась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивыс­шие достижения в этой области связаны с творчеством Федора, Ивановича Шубина. Он работал в основном в жанре портрета. Например, бюст князя Л.М. Го­лицына, скульптурные портреты М. В. Ломоносова. Павла I и др. Эстетика классицизма нашла вы­ражение в творчестве М. И. Козловского. Примером работ могут слу­жить памятник А. В. Суворову, композиция «Самсон, раздирающий пасть льву». Первая величина среди иностранных мастеров, работав­ших во второй половине XVIII в. в России, — француз Этьен Морис Фальконе  автор знаменитого «Медного всадника». Непревзойденная по художественной силе, фигура Петра Великого на вздыбленном коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.

В живописи во второй половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Уже в середине сто­летия развитие русской живописной школы было ознаменовано появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, Л. Г. Антропова, И. П. Аргунова. К концу века среди русских порт­ретистов выделяются три поистине великих мастера: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Федор Степанович Рокотов — непревзойденный мастер неболь­ших по размерам камерных портретов. Сила художественного воздей­ствия его произведений сосредоточена в передаче душевной красоты его моделей. Среди лучших работ Ф. С. Рокотова могут быть названы портреты В. И. Майкова, А. П. Струйской. В. Н. Суровцевой. Дмит­рий Григорьевич Левицкий крупнейший мастер парадного порт­рета. В его произведениях абсолютная портретная схожесть и тонкий психологизм сочетаются с мастерской передачей материала окружаю­щих аксессуаров.

Наиболее известные его работы: портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет П. А. Демидова и серия портретов «смо­лянок» — воспитанниц Смольного института, в которых художник нашел средства передать разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек. Владимир Лу­кич Боровиковский писал как парадные, так и камерные интимные портреты. Классикой парадной портретной живописи считается портрет князя А. Б. Куракина. Совсем иное настроение рождает поэ­тичный и женственный портрет М. И. Лопухиной.  Помимо портрета, во второй половине XVIII в. получают распро­странение до того почти отсутствовавшие жанры живописи. Классицизм в живописи проявился в появлении картин на историческую тему. Ма­стерами исторической живописи были А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда, 1770 г.); Г.И. Уфюмов («Испытание силы Яна Усмаря». 1797 г.). Родоначальником русской пейзажной техники.

XIX в. характеризовался расширением культурного взаимодей­ствия с другими странами и народами, обшей демократизацией твор­ческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Осознание социальной мис­сии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией. Для русской литературы первой половины XIX в. характерна бы­страя смена художественных направлений. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А.С. Гри­боедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма.

В начале века в Европе и в России форми­руется романтизм — течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского, поэта, чьи произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. По­мимо него, представителями романтизма были поэты-декабристы К Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский. В их творчестве преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Романтическими можно назвать и ранние про­изведения Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова.

Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направле­ниям. Ранний Пушкин — романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией рус­ской жизни». Помимо «Онегина», выдающимися образцами реализ­ма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский». После смерти Пушкина на дуэли его традиции в литературе про­должал М. Ю. Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова — это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика.

Известность одаренному юноше принесло стихотворе­ние «На смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшест­венник. М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в 1835 г. Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя. Наследие Н. В. Гоголя многообразно. Это и наполненные фантастическими и сказочными мотивами укра­инского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести». В 1835 г. Н.В. Гоголь закончил комедию «Ревизор». Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мерт­вые души».

Особое значение, которое приобрела в первой половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как са­мостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского. Ом был одни» из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданствен­ное звучание русской литературы. Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни обще­ства. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского. В 20-30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьеса­ми романтической направленности. Эпоха породила плеяду замеча­тельных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: это П.С. Мочалов, М.С. Щепкин. А.Е. Мартынов.

Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музы­ки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки, вошедшего в историю как первый русский композитор мирового зна­чения. Он считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чер­той творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Развитие национальной темы в музыке продолжил Александр Сергеевич Даргомыжский. Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке. Основным сред­ством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра — народ­но-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жан­ры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».

В отличие от других видов искусства, в русской архитектуре пер­вой половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступив­ший в стадию наивысшего развития — зрелый, или высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром. Крупнейший архитектор этого времени— Андрей Никифорович Воронихин. Главное творение Воронихина — Казанский собор в Санкт-Петербурге. В 1813 г. в со­боре был погребен М. И. Кутузов, и собор стал своеобразным памят­ником победам русского оружия н войне 1812 г. Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским. Вид греческого храма придал зда­нию Биржи архитектор Ж. Тома де Го­мон.

Важную роль в формировании ар­хитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А. Д. Захарова. Высшим достижением ампир­ной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитекто­ра Карла Ивановича Росси. Создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей город­ской застройкой. Невским проспектом и пр. Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимне­му дворцу Растрелли. Росси замкнул её классически торжественным зданием Генерального штаба, украшенным триумфальной аркой, вер­шина которой увенчана колесницей Сланы. К. И. Росси были спроек­тированы здания Александрийского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода. Замечательные памятники ампирной архитектуры создал В. П. Ста­сов. Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни. С 1818 по 1858 гг. французским архитектором Огюстом Монферраном строился грандиозный Исаакиевский собор. В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове. Им было построено здание Большого театра, спро­ектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр. Много и плодотвор­но работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев. Они восстанавливали разрушенные пожаром 1812 г. общественные здания Москвы: Слободской дворец. Екатерининский институт, Мо­сковский университет.

7

В 1804—18I8 гг. И. П. Мартос создаст памятник Минину и Пожар­скому. Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами И. П. Витали (бюст Пушкина; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора). П. К. Клодта («Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербур­ге, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором).

Господствующим стилистическим направлением в живописи пер­вой половины XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером роман­тического портрета был Орест Адамович Кипренский. Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника — поэтов В. А. Жуковского и А.С. Пушкина. Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин, сын крепостного крестьянина. Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина характер­ны простота, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помешал портретируемую модель. Тропинин является создателем одного из прижизненных портретов А.С. Пушкина. Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (картины «Гумно». «На пашне. Вес­на», «Утро помещицы»), художник и педагог. Венецианова привлека­ло изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах пред­стает в сильно идеализированном виде. Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П. Д. Федотова.

Его работы носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем развора­чивается целая история. Таковы его полотна «Свежий кавалер». «Сва­товство майора». Величайшим мастером романтической живописи был Карл Пав­лович Брюллов. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюлюв уехал в Италию. В своем искусстве художник сочетал луч­шие традиции академической школы, эмоциональность романтиз­ма и стремление к исторической правде, которое позволяет гово­рить об элементах реализма в его  творческой манере. К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Послед­ний лень Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающим­ся портретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832 г.; портрет графини Ю. П. Самойловой 1839 г.). так и камер­ные. отличающиеся тонким психологиз­мом (портрет А. Н. Струговщикова 1841 г.; Автопортрет 1848 г.).

Совсем по-другому складывалась судьба еще одного великого живописца эпохи Александра Андреевича Иванова. Главным его произведением, замысел которого он долго вынашивал, к кото­рому шел всю жизнь, была картина «Яв­ление Христа народу». Созданию этого монументального полотна он посвятил двадцать лет (1837-1857 гг.) В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную  ценность. В жанре морского пейзажа работали И. К. Айвазовский. Его полот­на поражают удивительно живописным изображением морской сти­хии. Особую известность приобрела картина «Девятый вал» (1850 г.), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.

Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования. Руководство системой образования становится особой сферой государственного управления. Специальным указом 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преем­ственным: приходские училища, уездные училища, классические гимназии. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX в. в стране было открыто 5 новых университетов (в Дер­пте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге). В начале века продолжает развиваться система закрытых учеб­ных заведений для дворян. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них — Царскосельский. Выпускником его был А.С. Пушкин.

Многие состоятельные дворяне получат домашнее образование. Для них специально приглашали учителей. Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства. Министром народного просвещения графом С.С. Уваровым была сформулирована «теория официальной народности», три положения которой «православие, самодержавие, на­родность» должны были стать основой государственной политики и сфере образования и печати. В 1827 г. был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источником «неблагонадежности». В 1835 г. университеты были лишены статуса внутренней автономии. Преподаватели, вызывавшие сомнения в своей лояльности, немедленно увольнялись. Увеличивается количество военных учебных заведений, обучение н которых проходили в основном молодые дворяне.

В 1832 г. была открыта Императорская военная академия, а в 1855 г. — Артиллерий­ская и Инженерная академии. Рост промышленного производства и развитие техники вызва­ли рост потребности н специалистах технических специальностей. В первой половине XIX в. увеличилось количество профессиональ­но-технических учебных заведений. В начале 1830-х гг. в Петербурге были основаны Институт гражданских инженеров, Лесной инсти­тут, Практический политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горная школа, основанная еше в XVIII в., была преобразована в Горный институт. В Москве были основаны Прак­тическая коммерческая академия, Земледельческая школа, Горноза­водская школа, Техническое училище и др. Значительных успехом добились российские ученые. Существен­ные достижения ознаменовали исследовании как в фундаменталь­ных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. Ведущими научны­ми центрами оставались Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты — прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский.

Помимо Академии наук и университетов, значительную роль в развитии русской науки играли различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845 г.; Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое общество, Математическое общество и др. С Казанским университетом связана деятельность знаменитого ученого Н. И. Лобачевского. Великий математик Николай Иванович Лобачевский является создателем «неевклидовой геометрии» — но­вого учения в науке, весьма радикально изменившего представления о     природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евкли­да. Химику профессору Н. Н. Зинину впервые удалось получить анилин — органическое вещество, применяемое в производстве красителей и фармацевтической промышленности. Русский физик И В. Петров с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи открыл электрическую дугу и показал возмож­ность ее использования для освещения и плавки металлов.

Академи­ком Б.С. Якоби были изобретены электродвигатель, гальванопласти­ка и несколько типов телеграфных аппаратов. Академик В. Я. Струве был основателем и первым директором всемирно известной и лучшей на тот момент в мире Пулковской обсерватории, сыгравшей огромную роль в развитии астрономических исследований. С Дерптским университетом была связана деятельность осново­положника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова. Пирогов участвовал во многих военных кампаниях: оборона Севастополя, Русско-Турецкая война 1877-1878 гг. и др. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях. В 1803-1806 гг. мореплаватели И.Ф Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» осуществили первое среди русских путешественников кругосветное плавание, во время кото­рою было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах. В 1819-1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Ла­врова к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида.

Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В нача­ле XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николаи Михайловича Карамзина. «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников. Бу­дучи назначен на официальную должность историографа, Н. М. Ка­рамзин получил доступ к государственным архивам. Груд его был воистину титаническим. Произведение Н. М. Карамзина дало тол­чок дальнейшему развитию исторической науки. Первая полови­на XIX века подарила русской культуре целый ряд имен известных ис­ториков: М. П. Погодин, М.Т. Каченовский, Н.А. Полевой. В 1840-е годы начинается деятельность великого историка Сергея Михайло­вича Соловьёва. Большой вклад в изучение истории европейского Средневековья был сделан профессором Московского университета Т. Н. Грановским.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *