Культура Западной Европы XI—XV вв.

Средневековая Флоренция

Развитие городов и другие перемены в жизни общества сопровождались и изменениями в школьном образовании. Если в раннее Средневековье образование можно было получить главным образом в монастырях, то позже лучшие школы начали действовать в городах. В крупных городах при соборах возникали школы, в которых изучали право, философию, медицину, читали произведения латинских, греческих и арабских авторов. Одной из лучших считалась школа в городе Шартр. Её руководителю приписывают слова: «Мы карлики, сидящие на плечах гигантов. Им мы обязаны тем, что можем видеть дальше их». Опора на традицию, уважение к ней — важная черта средневековой культуры.

Из некоторых городских школ со временем выросли первые университеты. Университет (от латинского слова «университас» — совокупность, объединение) — это сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать высшее образование и живущее по определённым правилам. Только университеты могли присваивать учёную степень, наделять своих выпускников правом преподавать по всей христианской Европе. Это право университеты получали от тех, кто их основал: пап, императоров, королей, то есть тех, кто обладал высшей властью. Университеты гордились своими традициями и привилегиями.

Болонский Университет
Болонский Университет

Основание университетов приписывалось самым знаменитым монархам. Говорили, что Парижский университет основал Карл Великий, а Оксфордский — Альфред Великий. На самом деле биографии древнейших университетов начинаются в XII в. (Болонский в Италии, Парижский во Франции). В XIII в. возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. В XIV в. появились первые университеты в Чехии, Германии, Аварии, Польше. К концу XV в. в Европе было около ста университетов.

Во главе университета обычно стоял выборный ректор. Университет делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан. Сначала обучались на факультете свободных искусств (по-латыни искусства— «артес», поэтому факультет назывался артистическим). Прослушав здесь определённое число курсов, студент становился бакалавром, а потом и магистром искусств. Магистр получал право на преподавание, но мог и продолжить обучение на одном из «высших» факультетов: медицины, права или теологии.

Университетское образование было открыто перед каждым свободным человеком. Среди студентов преобладали выходцы из богатых семей, но попадались и дети бедняков. Правда, путь от момента поступления до высшей степени доктора иной раз растягивался на многие годы и мало кто проходил его до конца. Зато учёная степень обеспечивала почёт и возможности для карьеры. Немало студентов в поисках лучших лекторов перебиралось из города в город и даже из страны в страну. Незнание языка им не мешало, ведь всюду в Европе преподавали на латыни — языке церкви и науки. Они вели жизнь странников и получили прозвище «ваганты» (что означает «бродящие»). Среди них оказались превосходные поэты, стихи которых до сих пор вызывают живой интерес.

Кембриджский университет в Англии
Кембриджский университет в Англии

Распорядок дня студента был прост: утром лекции, вечером повторение и углубление пройденного материала. Наряду с тренировкой памяти огромное внимание уделялось умению спорить, которое отрабатывалось на диспутах. Однако жизнь студентов складывалась не только из занятий. В ней находилось место и торжественным церемониям, и шумным пирушкам. Школяры очень любили свой университет, где они проводили лучшие годы жизни, получали знания и находили защиту от чужаков. Его называли кормящей матерью (по-латыни «альма матер»).

В начале XII в. среди преподавателей парижских школ выделялся философ Пьер Абеляр (1079—1142). На его блестящие лекции собирались ученики со всех концов Европы. Другие преподаватели, чьи лекции не пользовались такой популярностью, отчаянно завидовали Абеляру. Сами они, занимаясь толкованием Священного Писания и сочинений отцов церкви, не стремились на лекциях добавлять к уже сказанному что-то новое, своё. Абеляр же считал, что Бог дал человеку разум, чтобы тот мог свободно мыслить и получать, таким образом, новое знание. Он утверждал, что не надо бояться новых выводов, даже если они противоречат взглядам кого-либо из отцов церкви. Ведь и сами христианские богословы порой давали противоположные ответы на одни и те же вопросы. Значит, нужно полагаться не на древние авторитеты, а на собственный разум и умение рассуждать.

Враги обвинили Абеляра в ереси. Главным гонителем Абеляра был Бернар — аббат монастыря Клерво в Бургундии. Суровый аскет, уже при жизни имевший славу святого, он отличался редким красноречием и пользовался огромным влиянием. В противоположность Абеляру Бернар Клервоский отрицал способность человеческого разума познавать мир. Он считал, что удел смертных — молиться и верить и только искренняя вера по милости Божией может приоткрыть перед людьми тайны мироздания, перед которыми бессилен разум. Бернар был мистиком, то есть верил в то, что в молитве человек может непосредственно общаться с Богом. Спор Бернара с Абеляром — столкновение не только противоположных характеров, но и двух разных взглядов на мир и человека. Абеляр основывался на разуме, Бернар — на вере. В XII в. разум должен был уступить вере, но будущее было за ним.

По сравнению с верой и разумом опыту, наблюдению и изучению природных явлений в средневековой науке и философии отводилась скромная роль. Господствовало множество фантастических представлений об устройстве мира и его обитателях. Их принимали на веру, даже не пытаясь проверить.

В эпоху Средневековья астрономия была неотделима от астрологии, а химия — от алхимии. Астрологи, накопившие немало знаний о движении Солнца, планет и звёзд, утверждали, что по звёздам можно определить будущее. Многие короли или полководцы, прежде чем что-либо предпринять, советовались с астрологами. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого любые металлы можно превратить в золото. В ходе этих поисков были накоплены многие сведения, важные для развития химии. Люди учились получать сплавы, кислоты, краски, освоили производство пороха. Были созданы многие химические приборы. Вольнодумцам, которые осмеливались опираться в своих выводах не на откровения веры или доводы разума, а на опыт и наблюдение, обычно выпадала нелёгкая судьба. Так случилось с англичанином Роджером Бэконом, жившим в XIII в. Он считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания. Учёный предвидел многие открытия, сделанные спустя столетия после его смерти (телескоп, летательный аппарат). За смелые взгляды и критику церковных авторитетов он подвергался преследованиям, много лет провёл в монастырской тюрьме.

Одним из величайших достижений средневековой философии и культуры в целом была схоластика (от латинского «схола» — школа; это слово можно перевести как «школьная философия»). В наши дни слово «схоластика» означает бесплодное умствование, оторванное от реальной жизни. Но в Средневековье схоластику понимали совсем иначе, и европейская культура ей многим обязана. Схоласты считали, что вера и знание должны гармонично сочетаться и помогать друг другу. Разум ни в коем случае не должен ставить под сомнение догматы веры. Один средневековый мыслитель назвал философию служанкой богословия, и ничего постыдного для философии в этом не видели. Но и разуму схоласты уделяли много внимания. Они считали, что все рассуждения должны быть строго логичными, иначе, начав с правильных истин, можно прийти к опасным заблуждениям. И схоласты разрабатывали логику мысли, выстраивая безупречно правильные цепочки из предпосылок и следствий.

Схоластика родилась в XI в., а вершина её — творчество святого Фомы Аквинского (1225 или 1226—1274). Он отличался глубиной и последовательностью мысли. Древнегреческий философ Аристотель, на Западе в раннее Средневековье почти забытый, но популярный у арабов, в XII в. вновь стал известен и в Западной Европе. Его тексты перевели с греческого и арабского на латынь, и европейские философы были потрясены широтой его интересов и глубиной мысли. Популярность языческого философа вызывала у церкви серьёзные опасения. «Примирить» Аристотеля с Христом удалось именно Фоме Аквинскому. Его главный труд — «Сумма теологии» — отличался энциклопедическим охватом и логикой изложения. Вскоре после смерти Фомы церковь приняла его учение. Позже он был причислен к лику святых. На смену схоластике пришли новые направления мысли. Традиции, созданные средневековыми университетами, наукой и философией, сыграли огромную роль в развитии европейской мысли.

Мир романских соборов

XI—XIII вв. стали временем расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы, мосты и ратуши. Однако ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно. Именно тогда, во времена клюнийского движения и борьбы с императорами, церковь достигла вершины могущества. Она располагала огромными богатствами, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. В это время возросло значение монастырей и их объединений; самым заметным из них было клюнийское. Клюнийцы стремились, чтобы в их храмах перед верующими представал образ могущественной обновлённой церкви. Большие храмы нужны были не только для того, чтобы воплощать всемогущество Бога и его церкви. В XI— XIII вв. религиозные чувства человека Средневековья переживали расцвет. Невиданное развитие получило паломничество. Прежние церкви городов и аббатств, стоявшие на наиболее оживлённых путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.

Церковь аббатства Клюни
Церковь аббатства Клюни

Стиль, господствовавший в Европе в XI—XII вв., а в некоторых странах сохранившийся и в XIII в., называют романским (от латинского слова «Рома»— Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приёмы. Это был первый общеевропейский стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе. В отличие от Византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а формы её усложнялись и совершенствовались. Зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжёлых каменных сводов было таким сильным, что выдержать его могли только очень толстые стены и мощные столбы, разделявшие нефы. Чтобы стены не утратили надёжность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они часто напоминали крепости. Это впечатление усиливали мощные башни, которые могли возвышаться и на пересечении главного нефа и трансепта, и по углам западного фасада, и у восточной стены, что придавало внешнему облику храма величавость, строгость, иногда даже суровость.

Ещё одной отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении его фасадов. Стены и своды романских соборов часто были расписаны фресками. Огромную роль в украшении храмов играла каменная скульптура. Лучшие романские соборы являют собой замечательное единство архитектуры, живописи и скульптуры.

Приближаясь к храму, верующие издали видели скульптуру фасадов. Внутрь проходили через богато украшенный вход — портал (от латинского слова «порта» — вход, ворота). Главный портал обычно находился на западном фасаде здания. Массивные бронзовые врата часто украшали рельефами с библейскими сценами. Взгляд входящего неизбежно останавливался на рельефах, расположенных непосредственно над дверями. Чаще всего здесь находилось изображение Страшного суда.

Наверно, самая знаменитая из средневековых сцен Страшного суда украшает портал собора Сен-Лазар во французском городе Отён (это редкий случай, когда известно имя мастера — Гизлеберт). В центре композиции — неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. По правую руку от него — ликующие праведники, по левую-трясущиеся от ужаса грешники, обречённые на вечные страдания. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Рядом ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, чьи судьбы ещё не определены; они мучительно ждут решения. Самое замечательное в этом рельефе — богатство человеческих чувств. На лицах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Главное для мастера не правдоподобие фигур, а страдания и страсти людей, их богатая духовная жизнь.

Войдя в храм, верующий шёл в сторону алтаря, а перед ним на стенах, сводах, капителях колонн последовательно разворачивались библейские сцены: сотворение Адама, грехопадение, Благовещение, Рождество. Но главной была фигура Бога-Вседержителя, могучего властителя мира, беспощадного к нераскаявшимся грешникам. Именно таким видели Бога люди того времени. Приближаясь к алтарю, верующий успевал пережить в душе главные события Священной истории. Не случайно храм называли «Библия в камне». В скульптурном убранстве романских храмов проявились не только религиозные чувства людей, но и их любовь к фантастическому, необычайному. Здесь увидишь орнаменты, кентавров, драконов, играющих в шахматы обезьян. Захватывающие воображение фигурки диковинных существ, наверное, многим помогали скоротать время скучной проповеди. Самые строгие аббаты и епископы осуждали проникавшую в храмы народную фантазию, а некоторые монашеские ордены запрещали украшать свои храмы скульптурой.

Готика

В XII в. во Франции зародился новый стиль искусства. Именно во Франции в XIII в. он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе и господствовал вплоть до конца Средневековья. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов). Во многом готический собор был сходен с романским: башни у западного фасада; порталы, богато украшенные  скульптурой; нефы, ведущие к алтарю; поперечный трансепт. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. Почти все элементы романского искусства сохранились, но изменились. Вместо мощных столбов — пучки тонких изящных колонн. Их линии, продолжаясь на своде, причудливо переплетались и заставляли тяжёлый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто сломались — такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен, появились огромные окна. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башенки с остроконечными шпилями, сотни статуй на фасадах и внутри здания — всё это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.

Миланский кафедральный собор
Миланский кафедральный собор

Такие изменения стали возможны в результате достижений в технике строительства. Зодчие научились распределять тяжесть сводов, перенося её со стен на опорные столбы. Кроме того, тяжесть свода с помощью специальных полуарок — аркбутанов — частично передавалась на мощные столбы — контрфорсы, вынесенные из внутреннего пространства здания наружу. Благодаря этому можно было поднять своды на большую высоту. Если в самом высоком романском соборе — церкви аббатства Клюни — высота сводов составляла чуть более 30 метров, то в готических соборах она достигала 40 и более метров.

Передача всей нагрузки на опорные столбы и контрфорсы позволила отказаться от толстых стен. Вместо них появились большие окна. В оконные рамы вставлялись изображения из разноцветных кусочков стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Они назывались витражами (от латинского слова «витрум» — стекло). На огромных сияющих витражах, сменивших фрески романских соборов, изображались Христос и Богоматерь, святые, библейские сцены. Через витражи в храм проникало много света, в солнечную погоду он играл на колоннах и на полу красочными бликами, казалось, даже воздух в храме светился. 

Изменения в XIV—XV вв.

Культура большинства стран Западной Европы в XIV—XV веках продолжала традиции расцвета Средневековья: те же университеты, рыцарские романы, готические храмы. Однако заметны и черты нового, тесно связанные с переменами в жизни общества. В эпоху расцвета Средневековья отдельный человек не противопоставлял себя обществу. Он ценился не сам по себе, а как член коллектива себе подобных: цеха, гильдии, общины. Его жизнь подчинялась определённым правилам, и отступление от них осуждалось обществом. Но к концу Средневековья объединения людей, вне которых прежде невозможно было представить их жизнь, начинают мешать им, сковывать их инициативу. В обществе появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их. Крестьяне, ремесленники, купцы всё меньше помогают друг другу и всё больше соперничают между собой. Человек начинает обособляться от коллектива и искать свой путь в жизни.

Сходные явления происходят и в искусстве. Появляется линейная перспектива. Прежде художники изображали более значимые фигуры крупнее, чем прочие. Даже помещённые на заднем плане фигуры Христа или императора были крупнее, чем простые люди на первом плане. Теперь же фигуры и предметы, расположенные ближе к зрителю, изображаются крупнее, чем удалённые от него. Изображение строится исходя из того, как видит мир глаз конкретного человека — самого художника. Среди произведений средневековой литературы и искусства очень много анонимных: писатели и художники часто не указывали своё авторство и даже считали это греховным. Но как раз с XIV— XV вв. художник всё реже остаётся анонимным. Не только его мастерство, но и непохожесть на других высоко ценятся им самим и теми, кто его окружает. Творчество приносит ему более высокое положение в обществе, чем прежде. Наконец, именно в конце XIV — начале XV в. в живописи появляется новый жанр — портрет. Прежде художники, даже изображая определённого человека, представляли его идеальным святым, государем или рыцарем; неповторимость облика их мало интересовала. Теперь же художник рисует конкретного человека, не похожего на всех остальных.

Изобретение книгопечатания

Иоганн Гутенберг
Иоганн Гутенберг

К XV в. возросла потребность общества в книгах, которую не могли удовлетворить переписчики книг. Многие мастера в разных странах Европы пытались придумать способ делать отпечатки целых страниц книг. Немцу Иоганну Гутенбергу (ок. 1399—1468) пришла в голову гениальная мысль: не отливать всю страницу, а изготовить множество металлических кубиков с рельефными зеркальными изображениями букв. Из них можно было составлять (набирать) строки и целые страницы. Страницу набора покрывали краской и с помощью пресса делали нужное количество отпечатков. Затем, разобрав набор, можно было снова использовать те же буквы. Чтобы воплотить эту идею в отпечатанной книге, нужно было решить сложные для того времени задачи: определить состав сплава для отливки шрифтов, состав краски и многое другое. И то, что всё это удалось сделать одному человеку, — настоящий подвиг, для которого потребовались многие годы мучительных поисков. Самая ранняя печатная страница датируется 1445 г., который часто и считают датой изобретения книгопечатания. А в 1456 г. Гутенберг издал Библию — шедевр книжного искусства. Печатная книга не уступала рукописной по художественным достоинствам.

Книги, напечатанные в период от изобретения Гутенберга до 1501 г., называются инкунабулами (что по-латыни означает «колыбель»), то есть книгами «колыбельного» периода в истории книгопечатания. К началу XVI в. общий тираж отпечатанных книг составил не менее 12 миллионов экземпляров. Наряду с книгами религиозного содержания издавались романы и хроники, учебники и описания путешествий. Дешевизна и большие тиражи книг делали возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей.

Колыбель новой культуры

Хотя черты нового появляются в XIV—XV вв. в культуре разных стран Европы, лишь в Италии уже в это время возникает новая культура Возрождения, ознаменовавшаяся величайшими достижениями в науке, литературе и искусстве. Особая роль Италии в европейской культуре тесно связана с характерными чертами развития страны.

Исключительно выгодное расположение Италии в центре Средиземноморья способствовало бурному развитию торговли. Нигде в Европе не было столь многочисленных и процветающих городов. В жизни итальянского города того времени тон задавали купцы, банкиры, предприниматели. Огромные масштабы деловых операций и острая конкуренция способствовали появлению у них таких качеств, как расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире. Во многих городах происхождение человека не имело такого значения, как прежде. Оставаясь искренними христианами, в повседневной жизни такие люди рассчитывали только на себя. «Я больше уповаю на людей этого мира, чем на Бога, — писал купец и банкир Датини, — и этот мир хорошо платит мне за это». Далёкие от аскетизма, деловые люди жили полнокровной жизнью, а не приготовлениями к загробному существованию. Они строили дворцы, собирали библиотеки, покровительствовали художникам.

Именно к таким людям относились многие члены знаменитого флорентийского рода Медичи, среди которых были банкиры, государи, папы римские. Огромное богатство проложило Медичи путь к власти во Флоренции. Правители из рода Медичи привлекали к себе на службу лучших художников и скульпторов. Собранная ими картинная галерея (ныне музей Уффици) — одна из богатейших в мире.  Итальянский город с его неповторимым своеобразием был необходимым, но не единственным условием для возникновения новой культуры. В отличие от многих других европейских государств Италия оставалась раздробленной, что приводило к бесконечным внутренним раздорам и делало страну беззащитной перед внешним врагом. Но зато в отсутствие сильной королевской власти у итальянцев оставалось гораздо больше свободы мысли и творчества. Кроме того, из всех стран Западной Европы только здесь, на земле Древнего Рима, сохранилось значительное античное наследие, поэтому именно здесь обновление культуры могло принять форму возрождения античности. Тогда-то и возникло понятие «Средневековье» и представление о нём как о времени упадка, разрыва между античностью и новой эпохой, когда античность начинает возрождаться. Отсюда и название культуры той эпохи — Возрождение (по-французски — Ренессанс). Люди Возрождения говорили на античной латыни (от которой средневековая латынь существенно отличалась), разыскивали рукописи античных авторов, коллекционировали античные статуи и монеты.

Боттичелли. Рождение Венеры
Боттичелли. Рождение Венеры

Гуманизм и гуманисты

Любители античности часто использовали латинское словосочетание «студиа гуманитатис» — «изучение человеческого». Тех, кто занимался «изучением человеческого», стали называть гуманистами. Они усердно изучали грамматику (латинскую, а с XV в. и греческую), риторику, историю и этику (моральную философию). Но если в эпоху Средневековья грамматикой и риторикой занимались по сочинениям отцов церкви, то мыслители Возрождения опирались на труды античных авторов. Гуманистом мог стать любой, кто страстно любил античность и имел время и способности, чтобы изучать её. Но в действительности гуманистов было очень мало, их кружки насчитывали обычно лишь десяток-другой единомышленников. В таких кружках проводили время в беседах люди разного происхождения и достатка. Знания открывали перед ними путь к высшим городским должностям, постам секретарей государей и пап.

В противовес христианским добродетелям смирения и аскетизма гуманисты разработали собственные моральные принципы. Достоинство человека они связывали не со знатным происхождением, а с качествами и поступками самого человека. Идеалом Ренессанса был всесторонне развитый человек, способный достичь совершенства в различных сферах деятельности: скульптуре и поэзии, живописи и инженерном деле. Достичь такого идеала было невозможно без изменений в воспитании и обучении детей. Школа, созданная при дворе герцогов Мантуи, называлась «Дом радости». Её просторное здание в античном стиле было расположено в окружении рощ и лужаек, удобных для физических упражнений. Науки здесь преподавались так, чтобы их усвоение было по возможности увлекательным. Особое внимание уделялось изучению античной культуры.

На заре Возрождения

На рубеже Средневековья и Возрождения в Италии жили и творили два гения — поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265—1321) и художник Джотто (1266—1337). Главное произведение Данте — «Божественная комедия». Комедиями в то время часто называли произведения с благополучным концом; божественной её назвали за выдающиеся художественные достоинства. «Божественная комедия» рассказывает о вымышленном странствии Данте по загробному миру. Новое в поэме — накал страстей, которыми насыщен её мир. Фрески Джотто посвящены евангельским сюжетам и жизни Франциска Ассизского. Новое понимание человеческого достоинства выразилось в его творениях с такой же силой, как и у Данте.

Первым человеком Возрождения можно считать поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304—1374). Петрарку прославила «Книга песен» — стихи, воспевавшие его возлюбленную Лауру. За свои поэтические достижения Петрарка, подобно античным поэтам, был увенчан лавровым венком на римском Капитолии. Античность была для Петрарки образцом для подражания. Эта оценка противоречила христианской точке зрения, и всю жизнь поэт терзался сомнениями, пытаясь примирить Цицерона и Христа. Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо. В его книге «Декамерон» человек с его умом и энергией предстаёт властителем своей судьбы и земного мира.

В XV в. культура Возрождения распространилась уже во многих городах Италии. Период с середины XIV до конца XV в. в Италии принято называть ранним Возрождением. Эти гуманистические идеи ярко проявились в живописи, скульптуре и архитектуре. Так, скульптор Донателло впервые, возрождая античную традицию, отступил от средневековых правил и создал тип круглой статуи. Такой статуей можно было любоваться со всех сторон, она была самостоятельным произведением искусства, а не просто частью убранства храма. Архитектор Брунеллески блестяще решил труднейшую инженерную задачу, за которую не решались браться несколько поколений зодчих: перекрыл огромным куполом собор своего родного города.

С середины XV в. принципы Возрождения определяли творчество многих мастеров и во Флоренции, и в других городах: Венеции, Милане, Неаполе, Урбино. Наряду с иконами и фресками, украшавшими церкви, появляются картины, предназначенные исключительно для художественного созерцания: мифологические сцены, портреты, пейзажи. Вершиной раннего Возрождения считается живопись Сандро Боттичелли, писавшего картины на евангельские и античные сюжеты («Весна», «Рождение Венеры»). В конце XV в. культура Возрождения в Италии вступила в период блестящего и всестороннего расцвета.

Список использованной литературы:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 14-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. История Средних веков. (2-е изд.).
  3. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков. Учебник для VII класса средних учебных заведений. — 4-е изд.- Москва: МИРОС; КД «Университет», 1998.
  4. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 15-е изд. М.: Русское слово, 2012. Брандт М.Ю. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 8-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2008.
  5. Большаков О. Г. История Халифата. М., 2000.
  6. Всемирная история в шести томах / Гл. ред. А.О. Чубарьян. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. тома П. Ю. Уваров. Москва, 2012.
  7. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 9-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  8. Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века. М.: Просвещение, 2011.
  9. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Баласс, 2011.
  10. Девятайкина Н. И. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. М., 2002.
  11. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. М.: Русское слово, 2012.
  12. Искровская Л.В., Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. / Под ред. Мясникова B.C. История Средних веков. 6 кл. М.: Вентана-Граф, 2011.
  13. История Востока. В 6 т. Том 2. Восток в средние века / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна. М., 2002.
  14. История Востока. В 6 т. Том 3. Восток на рубеже Средневековья и нового времени, XVI — XVIII вв. / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна, Н.И. Иванова. М., 2002.
  15. История Европы: в 8 т. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992.
  16. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Разные издания.
  17. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Дрофа, 2013.
  18. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Мнемозина, 2012.
  19. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. – М.: Дрофа, 1999.