Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Культура Руси

Как сформировалась культура и были ли письменность?

Сегодня бесспорно большинство исследователей связывают становление и развитие русской культуры с принятием новой веры в 988 г. Однако еще до принятия христианства примитивная языческая культура славян начала свою эволюцию.

Что касается языка, то он формировался крайне медленно, традиционно язык славян сегодня относят к  группе индоевропейских языковой семьи. Кроме того, источники свидетельствуют, что письменность у славян сформировалась еще задолго до того факта, как братья Кирилл и Мефодий привезли на Русь первую азбуку  — Кириллицу. До этого одни источники указывают, что славяне использовали четы и резы, другие — примитивную азбуку глаголицу (по результатам последних лингвистических исследований был сделан вывод, что четы и резы это и есть глаголица). При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги.

Крещение Руси при Владимире I «Красно Солнышко» в 988 г. ускорило темпы становления и развития народной культуры восточных славян. Нуждаясь в новой вере для разрозненных, удельных племен, Владимир и его сподвижники не жалели денег и времени, а потому в кратчайшие сроки произошел масштабный трансфер образцов христианской культуры из Византии прежде всего в Киев. Так, Владимир выделил десятую часть всех доходов казны на религиозные нужды новой веры (позже такое правило укрепится в виде налога — десятины)

X-XIв. — это время рацвета архитектуры в Киевской Руси. Ранее постройки возводились в основном из дерева и носили преимущественно бытовой характер. Теперь же из Византии приходит искусство каменной клади и появляются первые шедевры из камня. Спустя некоторое время, после возвращения Владимира из Корсуни,  в Киеве начинается масштабное строительство главного храма города и первой каменной церкви на Руси — Десятинной церкви (989-996). Этот потрясающий собор просуществует совсем недолго, в 1240 г. с нашествием татаро-монгол на Киев хан Бату уничтожит практически полностью собор. В целом же постройки этого периода создавались  в так называемом крестово-купольный типе храма,  модель которого была также заимствована из Византии.  В нем центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались  четырьмя колоннами. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю.

Десятинная церковь

Десятинная церковь — первая каменная церковь на Руси

В это же время на Руси развиваются новые жанры искусства — иконопись, житийная литература и др. Однако пока это развитие носило преимущественно характер заимствований: русичи копировали, но не создавали.

«Культурная эмансипация» при Ярославе Мудром

Правление Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) было ознаменовано созданием новых образцов русской культуры. Во многом это событие предворило изменение культурно-экономической ситуации на Руси. Несмотря на то, что в 1015-1019 гг. шла длительная и тяжелая междоусобная война, которая спалила огромные ресурсы маленькой экономики, тем не менее, благодаря постоянной торговли, тесным контактам с Византией, экономика Руси быстро оправилась. Огромные средства жертвовались властью на образование и богослужение, которые в XI веке были неразрывно связаны между собой. Так, повсеместно создаются маленькие школы при церквях, священники детей учат письму, чтению и счету. Поскольку на Руси было много дешевого материала для письма (писали на берестах, коре березы, используя вместо современных ручек тоненькие железные наконечники). Уже к середине XI в. появляется первое русское литературное произведение — «Слово о законе и благодати» (1054 г.), где сравниваются два государства — Киевская Русь и Византия. Автор слова, митрополит Илларион (кстати первый отечественный митрополит, Ярослав больше не приглашал из Византии митрополитов, назначали своих) пытается доказательно убедить, что в XI в., Русь ничуть не уступает своему могущественному соседу, а во многих областях жизни даже превосходит.

При Ярославе Мудром появляются и канонизированные на Руси первые святые. Ярослав не забыл подвиги и преданность своих братьев Бориса и Глеба в междоусобной войне 1015-1019 гг., где братья погибли за Ярослава и его правду. А потому братьев канонизировали, вскоре стали повсеместно появляться иконы и фрески с изображением Бориса и Глеба. Помимо канонизации вскоре появились и монастыри, один из самых ранних — Киево-Печерский — настоящий духовный центр Древней Руси. Здесь было создано житие Феодосия Печерского, авторитетнейшего монаха конца XI в., а спустя несколько десятилетий там была написана знаменитая Повесть Временных Лет  монаха Нестора — единственный дошедший до нас письменный источник того времени. Хотя сегодня практически доказано, что не только Нестор был автором повести, вряд ли нам удастся найти других монахов, написавших этот труд, хотя, несомненно, они были.

Важнейшая особенность культуры Руси ее киевского периода — нуклонный интерес к истории и политике. Писались произведения в жанре хроники и летописей. В это же время были составлены и первые своды всемирной истории. Предположительно самая первая летопись – Древнейший свод – была создана уже в конце X – XI. За ней последовало еще несколько  летописных сводов: Никоновский свод 1073г. и Начальный свод 1095г. ставший предтечей знаменитой Повести Временных лет (1113г.). значительная доля исторической информации  сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию. Став основой формирования русского героического эпоса – былин.

Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1057г. в г. Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава (1073г.). Этот сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.

храм св.Сфоии в Киеве

Храм св. Софии в Киеве — главная церковь города и государства в XI в.

Великий строитель государства

При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. В это время приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится Софийский собор (1037г.) Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие,  Софию киевскую  венчали 13 куполов. Вслед  за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. Все три собора освящены в честь св. Софии. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых,  носившая название «Золотые ворота», служила торжественным въездом в город.

золотые ворота в Киеве

Золотые ворота в Киеве — главный парадный вход в город

Храмы украшались мозаиками и фресками. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками.

Однако в целом в IX-XI вв. на Руси еще жило своей жизнью языческая вера и обряды. Эта двойственность культуры сохранилась и по сей день. В зодчестве, изобразительном искусстве эти две тенденции шли рука об руку. В этом, пожалуй, и было главное своеобразие зарождавшейся русской народной культуры.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *