Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

sm

Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме  12 декабря 1993 г. и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной закон, источник конституционного права и вообще всего права России.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:

1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов

2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст. 15 Конституции РФ);

5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека — главная цель государства. Так, например, не­смотря на непростую экономическую ситуацию, связанную с мировым экономическим кризисом, начавшимся осенью 2008 г., правительство нашей страны регулярно повыша­ло размеры пенсий. Общество и государство проявляют заботу о человеке, оказывают ему помощь, но и человек должен заботиться сам о себе, своей семье, других людях, а не быть ижди­венцем, если он способен к труду. Государство устанавли­вает особые связи с подавляющим большинством людей, проживающих на его территории, эти связи выражаются в институте гражданства. Каждый гражданин России обладает на её территории равными конституционными правами и несёт равные обя­занности. Иностранцы и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, находящиеся на территории России, также пользуются определёнными конституцион­ными правами и несут конституционные обязанности.

Один из конституционных принципов экономической системы современной России — свобода экономической деятельности (ст. 8). Это значит, что человек, объедине­ния людей могут заниматься любой экономической дея­тельностью, не запрещённой законом. Для определённых видов деятельности нужно получить лицензию — платное разрешение соответствующего органа государства (напри­мер, для охранной деятельности — в местных органах Министерства внутренних дел РФ, для медицинской — в органах Министерства здравоохранения и социального развития РФ). Для других видов деятельности достаточно регистрации в определённом органе государства (напри­мер, для издания газеты — в органах Министерства куль­туры и массовых коммуникаций РФ).

Свобода экономической деятельности предполагает разнообразие и равноправие различных форм собствен­ности. Российское государство признаёт и гарантирует частную, государственную, муниципальную и иные фор­мы собственности (например, собственность общественных объединений, религиозных организаций). Каждый чело­век может иметь имущество в собственности, распоря­жаться им единолично или совместно с другими людьми, например быть владельцем или совладельцем предприя­тия, земельного участка (кроме объектов, изъятых из гражданского оборота, например определённых видов ору­жия). Заметим, что иностранцы, лица без гражданства в России тоже могут приобретать собственность (кроме ограничений, установленных законом, например участков сельскохозяйственных земель и земель в приграничных территориях). В России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Между субъектами РФ не могут устанавливаться какие-то ограничения свободы перемеще­ния, например таможни. На всей территории России су­ществует единая кредитно-денежная система, применяет­ся рубль как платежная единица.

Принцип экономической деятельности в сфере произ­водства, предоставления услуг — свобода конкуренции. Законодательство запрещает монополизацию рынка (т. е. захват рынка одним или несколькими производителями и установление монопольных цен на товары или услуги). Эта сфера контролируется специальными органами госу­дарства (Федеральная антимонопольная служба). Вместе с тем в России есть естественные монополии, обусловлен­ные естественными причинами (снабжение электроэнерги­ей — РАО ЕЭС, Газпром, железнодорожный транспорт и др.), но в соответствии с законодательством они долж­ны допускать на свои рынки других производителей (на­пример, в России создаются частные железные дороги). Важнейшим элементом основ экономической системы общества является труд. Конституция РФ устанавливает свободу труда и запрещает принудительный труд. Каждый вправе распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать род деятельности и занятий.

Основы политической системы опираются на принципы, создающие усло­вия для развития сотрудничества и состязательности (иногда противостояния) различных политических сил, выражающих их отношение к государственной власти. В России действует демократическая, открытая и соревно­вательная политическая система. Конституция признаёт политическое многообразие, многопартийность. Консти­туция отвергает принцип руководящей роли какой-либо одной партии (как это было при советской власти в отно­шении коммунистической партии). Все общественные объ­единения равны перед законом (ст. 13). Партии и общественные объединения создаются явоч­ным порядком, т. е. для их создания не нужно ни пред­варительного уведомления, ни разрешения властей. Обще­ственное объединение могут создать 3 человека, коопера­тивную организацию — 5, в организационном комитете для созыва съезда при создании политической партии должно быть не менее 10 человек.

Чтобы иметь возможность действовать вовне (провес­ти политическую демонстрацию, приобретать собствен­ность на своё имя, открыть счёт в банке, выдвигать кан­дидатов на некоторых выборах и т. д.), объединение должно получить права юридического лица, для чего не­обходимо зарегистрироваться в определённых органах государства (государственная регистрация), обычно в ор­ганах Министерства юстиции РФ. Для этого партии, например, нужно иметь в своих рядах количество членов не менее того числа, которое установлено законом. Статья 13 (ч. 1) Конституции нашей страны запреща­ет создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильствен­ное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной розни.

В отличие от прежних порядков, когда допускалась только одна идеология (марксизм-ленинизм), Конститу­ция РФ закрепляет принцип идеологического многообра­зия. Никакая идеология, никакая религия не могут уста­навливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, 14). Можно распространять религиозные убежде­ния, но запрещается агитация, возбуждающая религиоз­ную ненависть и вражду, пропаганда религиозного пре­восходства (ст. 29). Россия — суверенное, демократическое, социальное, правовое, светское, федеративное государство с республи­канской формой правления.

Суверенитет — это незави­симость государственной власти от любой другой власти в стране и за её пределами. Российское государство может самоограничить свои суверенные полномочия на основе договоров с другими государствами и международными организациями, но это делается только по воле государ­ства. Как суверенное государство Россия имеет свою го­сударственную территорию, включая подвижную террито­рию (корабли, самолёты и др. под флагом государства), свои Вооружённые силы, государственные органы, симво­лы государства (государственные герб, флаг, гимн, столи­цу), государственный язык (русский). Субъекты Федера­ции (республики в составе РФ, края, области, города фе­дерального значения, автономная область, автономные округа) государственным суверенитетом не обладают.

Содержание понятия демократическое государство многогранно. В России власть принадлежит многонацио­нальному российскому народуНарод (прежде всего, ли­ца, обладающие избирательными правами) осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демокра­тия, например референдум) и через избранных представи­телей (представительная демократия). Граждане России избирают Президента РФ, одну из палат парламента — Государственную Думу, законодательные органы (законо­дательные собрания, думы и др.) субъектов РФ и др. со­гласно действующему законодательству. От имени народа они осуществляют властные полномочия. Депутаты Государственной Думы досрочно отозваны быть не могут. Конституция предусматривает и формы непосредственной демократии. К ним относятся выборы, референдум, голосование в муниципальных образованиях об отзыве депутатов, глав администрации муниципальных образований, голосования об изменении территории, пре­образовании муниципального образования и др. Совеща­тельными, консультативными формами непосредственной демократии являются обсуждения важных вопросов обще­ственной и государственной жизни, народный опрос в муниципальных образованиях, публичные слушания (например, они обязательно проводятся по проекту муни­ципального бюджета), общие собрания жителей и др. Кон­сультативное значение имеют предложения общегосудар­ственной Общественной палаты и общественных палат в субъектах РФ.

Конституция РФ характеризует государство как пра­вовое. Данное понятие означает верховенство закона, при­оритет прав человека, связанность правом всех участни­ков общественных отношений, независимый и авторитет­ный суд, защиту граждан от произвольных, неправовых действий, от государственной бюрократии. Важнейшим признаком правового государства являет­ся разделение властей. Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется в стране на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Это ветви власти. Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собра­ние (Совет Федерации и Государственная Дума), Прави­тельство РФ, суды РФ. Президент РФ является главой государства, Федеральному Собранию принадлежит зако­нодательная власть, Правительство РФ — орган испол­нительной власти, суды — судебной. Разделение властей необходимо для исключения авторитаризма. Оно сочета­ется с «системой сдержек и противовесов», с балансом властей: каждая ветвь власти должна уравновешивать другую, чтобы не было подавления одной ветви другой. Вместе с тем они осуществляют управление одним госу­дарством, различными сторонами жизни общества и вза­имодействуют друг с другом. Президент РФ, Правитель­ство РФ, парламент, суды в конечном счёте осуществля­ют общие цели. Наряду с принципом разделения властей действует и принцип организационного единства государственной власти. Организационное единство представлено исполни­тельной вертикалью: органы исполнительной власти под­чинены сверху вниз. Другие органы (законодательные ор­ганы, суды) не образуют такой вертикали, но все они должны исполнять федеральные законы, их единство обеспечивается действием законов.

Российское государство — светское. В стране сущест­вует несколько равноправных религиозных конфессий (христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др.), церков­ные организации имеют свою собственность, обладают правами юридического лица, богослужения свободны, го­сударство уважает религиозные верования, граждане рав­ноправны независимо от их религиозной принадлежности, вероисповедание не указывается в официальных докумен­тах. Можно исповедовать любую религию (кроме учений деструктивных сект, запрещённых законом), пропаганди­ровать религиозные и иные взгляды. Церковь отделена от государства, а школа — от церкви. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях страны законодательно закреплено светское образование.

Россия имеет республиканскую форму правления. Республиканская форма правления характеризует госу­дарства, в которых все высшие органы государственной власти, включая главу государства, либо избираются, ли­бо формируются общенациональными избранными пред­ставительными учреждениями. Главой государства в Рос­сийской Федерации является Президент, избираемый гражданами на шесть лет (до 2009 г. избирался на четыре года).

Основы социальной системы общества — это взаимо­отношения различных социальных, национальных, про­фессиональных и иных общностей. Эти отношения состав­ляют фундамент сложившегося социального порядка в обществе. Принципами такого порядка являются социаль­ное партнёрство, социальная солидарность и социальная справедливость. Этих слов нет в Конституции РФ, но они содержатся в других российских законах (Трудовом ко­дексе, Федеральном законе «Об общественных объедине­ниях» и др.). Между профсоюзами, объединениями рабо­тодателей и государством заключаются на срок соглаше­ния, в которых фиксируются мероприятия в области трудового регулирования, заработной платы, границы инфляции и т. д.

В Конституции Россия определяется как социальное государство. Социальное государство, с одной стороны, обеспечивает социальные услуги населению (образование, здравоохранение, связь, пути сообщения, защита прав потребителей и др.), с другой — использует различные способы для сглаживания социального неравенства в об­ществе (государственная социальная помощь малообес­печенным, пенсии, пособия по безработице, различные льготы и др.). Оно решает общесоциальные задачи, создавая госу­дарственные и муниципальные образовательные, медицин­ские учреждения, обеспечивая связь (работа почтовых отделений и т. д.), создавая пути сообщения, решая многие другие проблемы жизнедеятельности общества. Госу­дарство в определённой мере контролирует производство (выдача лицензий, экологический контроль и др.), прин­ципы распределения в обществе. Своими законами оно устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Вместе с тем Правительство РФ устанавливает прожиточный минимум, стремясь к тому, чтобы МРОТ его обеспечивал. Медицинская помощь в Российской Федерации в государственных и муниципальных учреж­дениях оказывается гражданам бесплатно за счёт средств бюджета, страховых взносов, а также других поступлений. Основное общее образование обязательно и бесплатно, высшее образование бесплатно для лиц, прошедших по конкурсу в государственные вузы.

В стране предусмотрено пенсионное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по воз­расту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установлен­ных законом» (ч. 1, ст. 39 Конституции РФ). Пенсии, выплачиваемые по возрасту, состоят из нескольких час­тей: государственной (обязательный минимум), страховой части и накопительной. Первая из них периодически по­вышается. Государство оказывает помощь безработным. Оно выдаёт государственные социальные пособия лицам, признанным малоимущими. Могут вводиться общест­венные работы, оплачиваемые государством. Предпочте­ния на них отдаются безработным. Есть и другие формы социальной поддержки наименее обеспеченных слоёв на­селения.

Россия — федерация. Она состоит из субъектов РФ. Среди них есть республики, края, области, два города фе­дерального значения (Москва и Санкт-Петербург), авто­номная область и автономные округа (один из них входит непосредственно в состав Федерации, другие — в края и области). Заметим, что в настоящее время происходит сокращение числа субъектов РФ в результате объедине­ния некоторых из них. Федерация имеет свои органы государственной власти (Президент РФ, парламент, Правительство РФ, федераль­ные министерства и ведомства, территориальные управле­ния — отделы, отделения министерств на местах и др.). У субъектов Федерации есть свои законодательные органы, главы субъектов РФ (президенты республик, губер­наторы и др.)- Субъекты РФ не вправе издавать правовые нормативные акты, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Вопросы, относящиеся к исключительным предметам ведения Федерации, перечислены в статье 71 Конститу­ции РФ (среди них, в частности, внешняя политика, оборона и безопасность, федеральные энергетические системы, судоустройство, прокуратура и др.). Наряду с этим есть вопросы, которые относятся к совместному ве­дению Федерации и её субъектов (ст. 72). Регулировать эти вопросы и издавать соответствующие законы могут Федерация и субъекты РФ, но федеральный закон имеет верховенство (принцип верховенства федерального права), субъекты РФ могут издавать по этим вопросам свои зако­ны лишь в случае, когда вопрос не урегулирован Федера­цией. Сюда относятся: защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, другими природными ресурсами, административное, тру­довое, жилищное и другое законодательство, общие во­просы образования, науки, культуры и др. Все остальные вопросы, не названные в этих перечнях, относятся к ис­ключительным полномочиям субъектов РФ. Полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, разграни­чиваются федеральным законом или договорами между органами РФ и органами субъектов РФ.

Система органов государственной власти Российской Федерации

Российское государство осуществляет свою деятель­ность посредством органов государственной власти. Орган государственной власти представляет собой коллектив граждан, организованный для осуществления от имени народа и по его поручению государственной власти. Как правило, органы государственной власти являются именно коллективными, например парламент или прави­тельство, реже единоличными — такими, как президент или судья. Каждый государственный орган обладает рядом специ­фических черт или признаков, которые отличают его от иных объединений людей. Каждый государственный орган обладает в силу закона самостоятельной компетенцией, т. е. сово­купностью государственно-властных полномочий и пред­метов ведения. Предметы ведения означают те сферы государствен­ной и общественной жизни, в пределах которых действу­ет конкретный орган государства. Например, сферой дея­тельности парламента является законотворчество, а сфе­рой деятельности министерства — управление.

Государственно-властные полномочия — это сово­купность прав и обязанностей, установленных Конститу­цией Российской Федерации и законами, на основе кото­рых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи. Государ­ственно-властные полномочия выражаются в двух основ­ных формах:

а) издание правовых актов, обязательных для исполнения другими государственными органами, го­сударственными служащими, органами местного само­управления, муниципальными служащими, общественны­ми объединениями, гражданами и юридическими лицами;

б) непосредственное действие, обеспечивающее исполне­ние этих актов и деятельность самого органа государ­ственной власти. Каждый орган государственной власти об­разуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке.

Каждый орган государственной власти действует в установленном государством порядке. Поря­док деятельности органов государственной власти обычно устанавливается двумя путями. В той части, которая касается «внешней сферы» организации и деятельности ор­гана, т. е. сферы, в которой орган государственной власти взаимодействует с гражданами, их объединениями или иными органами государственной власти, порядок функ­ционирования определяется законом. Например, порядок рассмотрения уголовных дел судами, равно как и порядок производства уголовного расследования, осуществляемого органами безопасности, внутренних дел и некоторыми иными органами, — Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 2001 г. «Внутреннюю» организа­цию и порядок деятельности отдельных подразделений ор­ганов государственной власти, как правило, устанавливает такой нормативный акт, как регламент или положение. В своей совокупности все органы государственной власти в Российской Федерации образуют единую систему.

Правовой статус Президента РФ установлен Конституцией Российской Федерации. Соглас­но статье 80 Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает ме­ры по охране суверенитета, не­зависимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие орга­нов государственной власти. Президент определяет основные на­правления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на шесть лет гражданами на основе всеоб­щего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Полномочия его весь­ма разнообразны по своему характеру и содержанию. Первая группа полномочий связана с реализацией за­конодательной власти. К их числу следует отнести:

  • назначение выборов Государственной Думы и её роспуск в случаях и порядке, предусмотренных Конститу­цией;
  • назначение общенационального референдума;
  • подписание и обнародование федеральных законов;
  • обращение к Федеральному Собранию с ежегодны­ми посланиями о положении в стране, об основных на­правлениях внутренней и внешней политики государства.

Следующую группу составляют полномочия по реали­зации исполнительной власти. Согласно статье 83 Консти­туции РФ Президент РФ обладает правом назначать и освобождать от должности членов Правительства РФ, полномочных представителей Президента Российской Фе­дерации в территориальных округах и при органах госу­дарственной власти, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с ко­митетами или комиссиями палат Федерального Собра­ния), а как Верховный главнокомандующий Вооружён­ными силами РФ он назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил РФ. Полномочия Президента Российской Федерации по от­ношению к судебной ветви власти имеют сугубо кадровый характер (пункт «е» ст. 83). В соответствии со статьёй 89 Конституции Россий­ской Федерации Президент Российской Федерации выпол­няет и некоторые иные функции, присущие главе госу­дарства. Свои полномочия Президент реализует в форме издания нормативных правовых актов, указов и распоряжений, которые не должны противоре­чить Конституции и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей террито­рии РФ. Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. При этом выборы Президента должны состо­яться не позднее трёх месяцев с момента досрочного пре­кращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент Российской Федера­ции не в состоянии выполнять свои обязанности, их вре­менно исполняет Председатель Правительства РФ.

Федеральное Собрание РФ представляет законодательную власть на феде­ральном уровне. Как и органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации, федеральный парламент избирается непосредственно народом и является вы­разителем его воли. Федеральное Собрание — постоянно действующий орган. Федеральное Собрание РФ, как и большинство зарубежных парламентов, состоит из двух палат: верхней — Совета Федерации и нижнейГосудар­ственной Думы. Такая структура призвана обеспечить более взвешенный подход к выработке и принятию зако­нов, что и составляет основную часть компетенции зако­нодательной власти в любой современной стране. Государственная Дума избирается сроком на пять лет (до 2009 г. избиралась на четыре года). Совет Федерации согласно закону, вступившему в силу с 1 января 2011 г., формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Федерации или представительные органы муниципальных образований.

Право законодательной инициативы, т. е. право вносить проект закона, принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду (его полномочия были переданы в 2014г. Верховному суду) по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в нижнюю палату россий­ского парламента. Все они подлежат обязательному рас­смотрению Государственной Думой, которая и решает вопрос о принятии или отклонении законодательной ини­циативы.  Федеральные законы принимаются большин­ством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обычно этот процесс осуществляется в три чтения. Первое чтение носит характер концептуального, т. е. обсуждается сама идея предлагаемого закона. Второе чте­ние предназначено для обсуждения поправок, внесённых в ходе работы самими депутатами. В ходе третьего этапа законодательного процесса текст закона принимается в окончательной редакции. Четвёртое чтение проводится только в ходе принятия самых сложных финансовых ак­тов, например таких, как ежегодно принимаемый феде­ральный закон о бюджете. Принятый федеральный закон направляется в верхнюю палату парламента. Федераль­ный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных дого­воров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Рос­сийской Федерации;
  • войны и мира.

Федеральные конституционные законы как наиболее важные в системе законов считаются принятыми, если текст одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы. Федеральные консти­туционные законы принимаются по вопросам, перечис­ленным в Конституции РФ. В случае несогласия Государственной Думы с решени­ем Совета Федерации об отклонении федерального закона он считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего чис­ла депутатов Думы. Принятый федеральный закон направляется Прези­денту РФ для подписания и обнародо­вания. Если Президент РФ отклонит закон (федеральный конституционный закон не может быть отклонён Президентом), то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Ес­ли же при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Со­вета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Помимо основного полномочия по принятию федераль­ных законов, палаты Федерального Собрания обладают и другими полномочиями, связанными с обеспечением баланса государственной власти в РФ. Парламенты субъектов РФ также являются в основном двухпалатными, исключение — парламент Республики Татарстан, в составе которого три палаты. Компетенция парламентов субъектов Феде­рации установлена их конституциями (уставами).

На федеральном уровне систему исполнительной влас­ти составляют Правительство РФ, фе­деральные министерства, федеральные службы и феде­ральные агентства. Полномочия Правительства РФ регламентируются статьёй 114 Конституции РФ и федеральными законами. В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства и его заместители, а также члены Правительства — министры РФ. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации также может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Прези­дент может принять решение об отставке Правительства по своей инициативе, либо на основании вотума недоверия (выра­жение недоверия) Государственной Думы. Непосредственное управление делами нашего государ­ства осуществляют федеральные министерства, федераль­ные службы и федеральные агентства.

Федеральные министерства осуществляют функции по выработке государственной политики и принятию нор­мативных правовых актов в соответствующей сфере, т. е. функцию издания на основании и во исполнение Консти­туции РФ федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, обязательных для ис­полнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, правил поведения, распространяющихся на неопределённый круг лиц, а так­же осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и феде­ральных агентств.

Федеральные службы реализуют следующие функции:

  • контроль и надзор за исполнением органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными право­выми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами раз­решений (лицензий) на осуществление определённого ви­да деятельности и (или) конкретных действий юридичес­ким лицам и гражданам;
  • регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;
  • специальные функции в области обороны, государ­ственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральные агентства выполняют функции по управлению государственным имуществом и оказывают государственные услуги, т. е. предоставляют непосред­ственно или через подведомственные им федеральные го­сударственные учреждения либо иные организации безвоз­мездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуги гражданам и организациям в облас­ти образования, здравоохранения, социальной защиты на­селения и в других областях, установленных федеральны­ми законами.

Субъекты РФ устанавливают сис­тему органов исполнительной власти самостоятельно, но в пределах Конституции и федераль­ных законов.  Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчи­няются только Конституции РФ и фе­деральному закону. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституции Российской Федерации в России функционируют три от­носительно самостоятельные судебные организации: конс­титуционная, общая и арбитражная юстиция.

Конституционный Суд РФ рас­сматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций (уставов) субъектов РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, международных договоров. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти. Конституцион­ный Суд РФ даёт толкование Консти­туции РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов Рос­сийской Федерации, в свою очередь, рассматривают дела о соответствии конституциям (уставам) нормативных ак­тов соответствующего субъекта РФ. Детально полномочия этих судов определены конституци­ями (уставами) субъектов РФ и их за­конами. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верхов­ный Суд РФ, который является выс­шим судебным органом по гражданским, уголовным, ад­министративным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Этот Суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Суды общей юрисдикции составляют ядро судебной сис­темы РФ. В состав этой системы входят в качестве низшего звена, рассматривающего самые простые дела, мировые судьи, которые отнесены законом к судам субъ­ектов РФ.

Суды арбитражной юрисдикции возглавляются  Арбитражным Судом РФ (существовал до 2014г.). Этот Суд являлся высшим судебным ор­ганом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РФ  — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федера­ции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на терри­тории Российской Федерации. Возглавляет эту систему органов Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Фе­дерации по представлению Президента РФ.

Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации

Современная Россия является частью мирового сооб­щества. Напомним, что нашим государством признана Всеобщая декларация прав человека, ратифицирована Ев­ропейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о правах ребёнка и многие другие меж­дународные документы о правах человека. Россией при­знаются полномочия (юрисдикция) Европейского Суда по правам человека. Именно поэтому принципы, определяю­щие конституционный статус личности в России, совпада­ют с положениями, признанными мировым сообществом. Правовой статус человека характеризуется определён­ным объёмом прав и обязанностей. В российском законо­дательстве вслед за нормами международного права пра­вовой статус существенно отличается: разными правами и обязанностями наделены граждане России, граждане дру­гих государств (иностранцы) и лица без гражданства. Определённые права и обязанности зафиксированы в Гражданском, Трудовом, Семейном и других кодексах Российской Федерации. Но в отличие от других отраслей права нормы конституционного права как основополагаю­щей отрасли законодательства закрепляют основы правового статуса личности.

Конституционный статус — это основные права, свободы и обязанности личности, закреп­лённые в Конституции Российской Федерации. Иными словами, это ядро, сердцевина правового статуса в целом: сюда включена относительно небольшая, но наиболее зна­чимая часть прав, свобод и обязанностей личности. Права и свободы личности — это законодательно определённая мера возможного поведения человека. Основ­ные права и свободы, как вы знаете, принадлежат каж­дому человеку изначально, они неотчуждаемы. Именно права человека выражают свободу личности и являются необходимым  условием жизни каждого. И неважно, явля­етесь ли вы гражданином нашей страны или приехали в гости из другого государства, вы имеете право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу пе­редвижения и другие права. Конституция России  о таких правах говорит: «каждый име­ет право», «каждому гарантируется».

Другое дело гражданин Российской Федерации. Опре­делённая правовая связь человека с государством предпо­лагает, что и государство, и гражданин имеют права и обязанности по отношению друг к другу. Так, только гражданин России согласно закону имеет право участво­вать в управлении государством, избирать и быть избран­ным в органы государственной власти, имеет право на го­сударственную защиту, в том числе и за пределами стра­ны. Закон указывает, что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет». Государство, принимая на себя обязательства по обес­печению прав и свобод личности, вправе требовать опре­делённого поведения от человека.

Обязанности — это установленные государством требования к поведению че­ловека, законодательно определённая мера должного по­ведения. Обязанности, как и права, согласно российскому законодательству могут распространяться на всех или принадлежать только гражданам России. Гарантии по реализации основных прав и свобод в на­шей стране воз­лагаются на государство и всю систему государственных органов. У нас в стране работает Уполномоченный по правам человека; обязанность защи­щать права и свободы личности закреплена за Президен­том, Федеральным Собранием, Правительством, органами субъектов Федерации и местного самоуправления. И на­конец, человек вправе, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, обра­титься в Европейскую комиссию и Европейский Суд по правам человека. Наиболее широко в Конституции представлены лич­ные права и свободы. К ним относятся: право на жизнь, право на охрану государством достоинства лич­ности, право на неприкосновенность личности, право на неприкосновенность частной жизни, защиты своей чести и доброго имени и неприкос­новенность жилища, право на свободу передвиже­ния, право на свободу совести и вероисповедания, на свободу мысли и слова. Именно эти конституционные права позволяют человеку осознать се­бя как личность, найти своё место в обществе.

Право на жизнь — высшая социальная цен­ность, без него все прочие права теряют смысл. В этом праве заключён не только запрет на убийство, отказ от применения смертной казни, это ещё и охрана жизни и право на достойную жизнь. Уникальность этого права за­ключается и в том, что в случае нарушения этого права его невозможно восстановить. Именно поэтому многие страны отказываются от применения смертной казни. Россией подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. В нашей стране, право на жизнь впервые закрепила Конс­титуция 1993 г., с 1996 г. в России введён мораторий на применение смертной казни. Конституция РФ закрепила право на свободу мысли и слова. Правоведы утверждают, что у свободы слова общая судьба с демократией: стоит уничто­жить свободу слова — исчезнет и демократия. Это право стало основой для свободы критики и споров, существо­вания свободных средств массовой информации. Однако этим правом не следует злоупотреблять: даже в свободной стране нельзя безнаказанно призывать к насилию, войне, оскорблять, клеветать, предлагать свержение конституци­онного строя.

Политические права и свободы связаны с наличием российского гражданства и выражают свободу граждан в формировании органов власти и участии в государствен­ном управлении. К политическим правам и свободам от­носятся: право на объединение, право на митин­ги, демонстрации, шествия и пикетирования, пра­во на участие в управлении делами государства, право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Главным правом среди политических прав и свобод является право избирать и быть избранным. С 18 лет гражданин России имеет право избирать тех, кто будет осуществлять власть в стране, а также может быть избран депутатом в орган местного самоуправления; достигший 21 года гражданин Российской Федерации может быть избран депутатом Государственной Думы, а в 35 лет — Президентом России.

Новым стало признание и закрепление в Конституции 1993 г. таких экономических прав и свобод человека, как право свободного труда, право на предпринима­тельскую деятельность и право частной собствен­ности, в том числе право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы. Конституцией России категорически запрещён принуди­тельный труд, т. е. труд под угрозой применения какого- либо наказания или насильственного действия.

Отечест­венное законодательство понимает предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск дея­тельность, направленную на систематическое получение прибыли. Предпринимательская деятельность может быть связана с пользованием имуществом, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг; любая предпри­нимательская деятельность регистрируется в соответствии с законом. Согласно закреплённым правовым нормам собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом: со сво­ей собственностью можно совершать любые действия, ес­ли, конечно, они не противоречат закону. Собственник может быть лишён своего имущества только решением суда.

Конституция провозгласила Россию государством со­циальным, и с этим положением связаны социальные права, предоставляемые в России человеку: право на соблюдение определённых условий труда и право на отдых, право на материнство и детство, право на социальное обеспечение, право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь, право на жи­лище. Конституционно закреплённое право на до­стойные условия труда получает конкретную реализацию в том трудовом договоре, который каждый работник за­ключает при поступлении на работу. Государство предо­ставляет определённые гарантии гражданам в случае бо­лезни и инвалидности, при рождении детей, пенсионерам, защищая эти социально уязвимые группы населения. Культурные права и свободы включают право на об­разование, свободу литературного, художественно­го, научного, технического и других видов творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Эта группа прав позволяет каждому из вас получить опреде­лённый уровень образования в соответствии с действую­щими едиными образовательными стандартами, учитывая ваши склонности и интересы. Полученное образование позволяет самоопределиться и выбрать род деятельности, профессию. Государство гарантирует невмешательство в творческую деятельность человека, если только создавае­мые произведения искусств не пропагандируют насилие, жестокость, национальную или религиозную нетерпи­мость; более того, государство защищает авторское право. Средства из государственного бюджета выделяются на со­держание библиотечных,, архивных, музейных фондов страны.

Конституционные (или юридические) обязанности личности — это установленные и гарантированные госу­дарством требования к поведению физического или юри­дического лица, официальная мера должного поведения. Обязанностей, закреплённых конституционно, немного, но это действительно основные обязанности человека и гражданина. Перечислим их: обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, обязанность платить налоги и сборы, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно отно­ситься к природным богатствам, обязанность получения детьми основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении историческо­го и культурного наследия, обязанность за­щищать Отечество. Особенностью конституцион­ных обязанностей является то, что санкции за их неис­полнение предусмотрены не Конституцией, а целой системой норм, закреплённых в разных отраслях права (уголовного, налогового и т. д.). Обязанность платить налоги существует очень дав­но — история налогов возникла вместе с появлением древнейших государств. Именно налоги составляют осно­ву бюджета страны. Эти средства идут на содержание го­сударства (в том числе на обороноспособность, развитие экономики страны, науки) и на реализацию социальных программ (пенсионное обеспечение граждан, образование, медицинскую помощь).