История средневековой Европы: периодизация, основные проблемы региона

BL-Royal-12-F-XIII-f-34v

Европейский регион долгое время рассматривался учеными как центр мировой истории. И действительно, именно здесь сложились условия для индустриального переворота, который позволил странам, расположенным в этой части света, сделать мощный рывок и обогнать всех в своем развитии. Ныне такой подход не кажется верным. Страны Азии демонстрируют впечатляющие успехи. Однако европейский регион продолжает играть важнейшую роль в мировом процессе, имея богатое прошлое. Изучение истории Европы помогает понять истоки становления нынешних государств, оценить в полной мере путь развития европейских обществ, их достижения в сфере экономики, политики, культуры, понять своеобразие и составить представление об общих явлениях в мировом историческом процессе.

Несколько тысячелетий продолжалась история Древнего мира. С падением в конце V века Западной Римской империи ей на смену пришла новая эпоха всемирной истории, продолжавшаяся до конца XV века. Эту тысячелетнюю эпоху принято называть Средними веками или Средневековьем. Среди учёных существуют и другие мнения о том, когда закончилось Средневековье. Так, довольно широко распространена точка зрения, что Средневековье завершилось в середине XVII века. Название «Средние века» сначала кажется немного странным: почему века— «средние»?

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения (XVIII в.) понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века – временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций. С распространением в исторической науке марксистской теории формаций, средневековье все чаще отождествляли с понятием феодализма. (Формация – (общественно-экономическая формация) – конкретно-исторический тип общества, представляющий определенный этап в его развитии в концепции Карла Маркса)

82

Когда говорят, что средневековая Европа – это время господства феодализма, под этим понятием обычно понимают систему общественно-экономических отношений, которая характеризовалась наличием крупной земельной собственности и подчиненного ей мелкого крестьянского хозяйства, установлением иерархии в среде собственников и различных форм зависимости в среде крестьян, господством натурального хозяйства.

Современная наука стремится к объективному изображению событий средних веков, избегая крайностей, излишне эмоциональных характеристик и идеологических штампов. Наличие феодальной (условной) формы землевладения действительно было характерно для Европы в период с V по ХV – XVI вв., однако в то же самое время существовали и другие формы собственности: государственная, общинная и частная.

Средние века были временем трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, мудрых государей, вдохновенных поэтов. В Средние века люди строили величественные соборы, писали замечательные книги, совершали великие открытия. Прекрасного и мудрого в той эпохе было ничуть не меньше, чем в любой другой. И потому учёные давно уже отказались от однобокого представления о Средневековье как о чём-то только плохом или только хорошем. Ведь в то время, как и в любое другое, добро и зло, свет и тень были неотделимы друг от друга.

Среди историков нет согласия в вопросе о том, можно ли распространять понятие «Средние века» и определение «средневековый» за пределы Западной и Центральной Европы (только по отношению, к которым они первоначально применялись). С одной стороны, развитие каждой части света имеет неповторимые черты, и такого Средневековья, какое было в Европе, не было ни в Азии, ни в Африке, ни в Америке. С другой стороны, в их развитии были и важные общие черты. Поэтому многие учёные считают, что и Восток имел своё Средневековье, которое по времени совпало со Средневековьем западным.

Периодизация

Проблемы периодизации средних веков давно волнуют историков-медиевистов (специалистов средневековья). Жанн Ле Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть до 80-х годов ХХ века определял понятие «средние века» как период с V по XV вв., от рождения варварских королевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской цивилизации.

В 1970-е годы Фернан Броделем была выдвинута идея «длительного Средневековья», которую впоследствии разделял и Жанн Ле Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала ХIХ столетия, когда разрушение ментальности средневекового общества стало полным. При этом под ментальностью историки обычно понимают совокупность установок сознания, привычек мышления, предрасположенностей восприятия, поведения и повседневных верований.

Советские историки датировали «средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржуазной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма.

exkursii-maiskie-prazdniki-17-1

Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «средними веками» понимают эпоху с Великого переселения народов (IV – VII вв.), давшего жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических открытий, способствовавших формированию глобальной океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и западных культур. То есть период с IV – XV вв. Его можно разбить на три больших этапа:

  1. Раннее средневековье: V – XI вв. Это время появления средневекового Запада, возникновение варварских королевств, рожденных из синтеза двух культур, варварской и римской, эпоха становления и развития феодализма, время образования крупной земельной собственности, монополизации ее меньшинством населения, превращения свободных земледельцев в зависимых крестьян: установления вассально–ленных отношений. В это время в сельском хозяйстве распространилось трёхполье. Вся пахотная земля делилась на три равные части. Одно поле засеивали яровыми, второе — озимыми, а третье оставляли под пар, то есть не засеивали, давая ему отдохнуть и восстановить плодородие. На следующий год первое поле оставляли под пар, второе засеивали яровыми, третье — озимыми. На третий год цикл заканчивался. Это было время становления феодальных отношений; попытка германцев создать новую организацию – каролингский мир, скороспелая попытка объединения Европы. Сама Каролингская эпоха – время правления во Франкском королевстве с конца VII до середины IX в. представителей из династии Каролингов. Один из них, Карл Великий, создал империю, почти равную по размерам Римской империи (752—843 гг.), объединив тем самым Европу.
  2. Классическое средневековье: XI – XIII вв. Это время формирования единой и многообразной христианской Европы – период внутреннего и внешнего подъема Европы, становления современных государств, складывания сословно-представительных монархий; период активных контактов Европы и Востока, выразившийся в крестовых походах, огромного влияния католической церкви. Это расцвет феодализма в странах Западной Европы, сопровождавшийся экономическим подъемом. В этот период развивалось товарное производство и товарно – денежные отношения, формировалось централизованное государство. С X—XI веков в Западной Европе снова начали расти прежние города и появляться новые.
  3. Позднее средневековье: XIV – XVI вв. Это время кризиса европейского общества, выразившееся в появлении новой культуры Возрождения, упадке авторитета католической церкви, движении Реформации, зарождении капиталистических явлений в экономике, начале формирования абсолютизма, стремительном расширении представлений о мире и в складывании новых связей с Западным полушарием и странами Востока. В этот период расширялись товарно – денежные отношения, была отменена личная зависимость крестьян, начался процесс первоначального накопления капитала и развития мануфактурного производства.

Источники

Исторические источники очень разнообразны. Наиболее полную и подробную информацию о Средневековье дают нам письменные источники: законы, документы (например, завещания или описи земельных владений), исторические и литературные произведения. Далеко не все когда-то существовавшие письменные источники сохранились до наших дней. Многие документы погибли во время пожаров и наводнений, войн и народных восстаний. Иной раз они гибнут и в наше время. Поэтому учёные стараются, чтобы документы попадали в специальные хранилища — архивы, а кроме того, стремятся по возможности публиковать их. О многом могут рассказать и изобразительные источники: иллюстрации в рукописных книгах, картины, скульптуры. Один из самых знаменитых изобразительных источников — покрытый вышивкой ковёр (длиной более 70 м) из французского города Байё. На ковре воспроизводится история завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Конечно, об этом событии XI века историкам многое известно и из письменных источников, но только здесь можно увидеть, как люди той эпохи строили корабли, сидели за пиршественным столом, держали оружие в бою.

Не менее важны для понимания прошлого и многообразные вещественные источники. Во многих старинных городах сохранились средневековые укрепления, церкви, дома. К вещественным источникам относятся также различная утварь, одежда, орудия труда, оружие и многое другое. Одни вещи из поколения в поколение сберегались в частных коллекциях и в музеях, другие попадают в музеи уже в наши дни в результате археологических раскопок (например, сокровище VII века из Саттон-Ху в Англии). А совсем недавно на юго-востоке Франции, в озере Паладрю, проводились подводные раскопки поселения, основанного на узком мысу в начале XI века. Спустя 30 лет оно было внезапно затоплено поднявшимися водами. Уходя, поселенцы едва успели захватить самое необходимое: деньги, часть инструментов и оружия. Остальное было затоплено, причём под водой сохранилось буквально всё: остатки жилищ, деревянная утварь, железные орудия труда, кости животных, семена растений и многое другое. Вот что узнали учёные благодаря этим находкам. Жители посёлка умело сочетали занятия земледелием и скотоводством, рыболовством и ремёслами. Богатство утвари и найденные археологами 32 монеты, которые обронили жители, свидетельствуют о процветании поселения. Но особенно заинтересовало учёных то, что наряду с орудиями труда было найдено оружие, каким пользовались только настоящие воины: боевой топор, копья, обломки мечей. Значит, обитатели посёлка были одновременно и крестьянами, и воинами. Благодаря археологии удалось приподнять краешек завесы времени и узнать, как жили эти крестьяне-воины.

Ряд специальных и вспомогательных исторических дисциплин также предоставляют материалы для изучения истории. Среди специальных дисциплин – историография (совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе), источниковедение (наука о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников). К вспомогательным историческим дисциплинам относятся археология, геральдика, историческая география, нумизматика, ономастика, сфрагистика и ряд других наук.

Геральдика обращает внимание на изучение гербов: государственных, частных, гербов учреждений, обществ и т.д. Историческая география изучает физическую, экономическую и политическую географию прошлого той или иной страны или территории. Нумизматика исследует монеты и медали, ономастика – значение, историю возникновения географических названий, фамилий и имен людей. Наконец предметом изучения сфрагистики являются печати.

На основе этих данных можно составить полное представление об истории региона, отдельной страны. Находки археологов, сведения древних авторов, предметы быта, анализ языковых структур и многое другое позволяет написать историю Европы до конца средневековой эпохи.

image

Становление средневековой государственности

Варвары, завоевавшие в V в. территорию Римской империи прошли долгий путь эволюции. Эпоха Великого переселения народов, начавшаяся с IV в., перемешала племена. В своих странствиях они вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Прямо или косвенно большинство европейских народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира и греко-римского мира. Можно выделить несколько важнейших племенных образований, оказавших влияние на развитие Европы в I тыс. н.э. Прежде всего, это земледельческие германские племена, славянские племена, а также разнообразные кочевники – тюрки (гунны, болгары, авары), венгры. Кроме того, европейские территории в этот период стали объектом захватов молодого арабского государства.

Древние греки и римляне считали варварами всех иностранцев, не владевших греческим языком или латынью и поэтому заслуживавших лишь снисходительного или даже презрительного отношения. Из всех варваров важнейшую роль в судьбе Римской империи сыграли германцы. Германцы жили в редких немноголюдных поселениях, затерянных в лесах к востоку от Рейна, охотились, занимались земледелием и скотоводством, ремеслом и торговлей, много воевали. Устройство общества у германцев постепенно менялось. Среди свободных и равноправных соплеменников выделялись наиболее влиятельные люди — знать. Важные вопросы жизни племени решались на народном собрании. Со временем всё чаще племя просто одобряло решение, которое заранее принимали жрецы и старейшины. Власть вождей в мирное время была слабой: они не могли ни приказывать, ни судить, ни издавать законы. Зато в военное время вождь возглавлял племя. Верной опорой вождя была дружина. Дружинники считали войну лучшим из всех занятий и всегда стремились к новым походам и битвам. В случае победы вождь и дружина приобретали себе и славу, и богатую добычу. Смерть на поле боя считалась самой достойной. К IV—V векам власть вождей стала передаваться по наследству.

Германцы воевали с Римом в течение многих веков. Но постепенно натиск варваров на римскую границу стал нарастать, а сопротивляться ослабевшему Риму было всё сложнее. В конце IV века германское племя вестготов укрылось на территории Римской империи от натиска азиатских кочевников — гуннов. Вскоре вестготы восстали против Рима и начали опустошать одну провинцию за другой. Вслед за вестготами пришли в движение многие германские племена. Началось Великое переселение народов — эпоха массовых перемещений племён, приведших к гибели Западной Римской империи. На протяжении нескольких веков десятки и сотни тысяч людей бросали насиженные места и устремлялись в неизвестное.

В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Уже в 410 году вестготы захватили и разграбили Рим. Хотя империя тогда уцелела, дни её были сочтены. Безвольные императоры жили в Равенне, бросив Рим на произвол судьбы. Германский военачальник Одоакр, свергнув в 476 году императора Ромула Августула, предпочёл отправить знаки императорского достоинства в Константинополь. Это означало, что империи на Западе больше нет. Падением Западной Римской империи заканчивается история Древнего мира.

rugr9

Германские королевства

Постепенно германские племена оседали на территории Западной Римской империи. В 418 году вестготы основали в южной Галлии первое германское королевство со столицей в Тулузе. Позже они захватили и Пиренейский полуостров. Одно за другим возникали всё новые королевства: вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии, бургундов и франков в Галлии, остготов в Италии.

Племена остготов вторглись в Италию. Их вождь Теодорих, убив в 493 году Одоакра, захватил власть над страной. Потомки назвали Теодориха Великим, и это действительно был незаурядный правитель. Ему удалось более чем на 30 лет установить мир на многострадальной земле Италии. Теодорих понимал, что остготы смогут удержать свою власть над Италией только в том случае, если будут жить в мире и согласии с покорённым населением. Король выказывал почтение римским законам и обычаям, приблизил к себе многих знатных римлян, отстраивал полуразрушенный Рим и особенно свою столицу — Равенну. Правление остготов в Италии оказалось недолгим. Недоверие и подозрительность между ними и римлянами так и не исчезли. Немалую роль в этом сыграла религиозная рознь. Хотя остготы, как и римляне, были христианами, они приняли христианство в форме арианства — учения священника Ария, осуждённого официальной церковью, так что вера скорее разделяла, чем объединяла их.  В VI веке королевство остготов пало под ударами Византии — наследницы Восточной Римской империи. Но и её владычество продлилось недолго: в том же VI веке на Италию с севера обрушилось очередное нашествие германцев. Их назвали лангобардами — «длиннобородыми», и область Ломбардия на севере Италии именно от них получила своё название.

Все германские королевства, возникшие на развалинах Западной Римской империи, имели некоторые общие черты. Они возникли в результате попыток германцев, прежде не знавших государства, приспособиться к новым условиям жизни на завоёванных землях, закрепить на них свою власть. С этой целью короли охотно использовали сохранившиеся римские традиции. Однако их власть была сильно ограничена древними обычаями германцев. Германские королевства оказались сравнительно непрочными, почти все они пали под ударами завоевателей. По-настоящему долгая жизнь была уготована только Франкскому королевству.

Возникновение государства у франков. Складывание династии Меровингов

Во время Великого переселения народов пришло в движение и объединение племён франков, живших по нижнему течению Рейна и у побережья Северного моря. Их первый удар обрушился на государство бывшего римского наместника в Галлии, сохранявшего власть над землями по реке Сена. В 486 г. франки во главе со своим юным вождём Хлодвигом (481-511 гг.) из рода Меровингов (первой династии франкских королей, потомков легендарного Меровея) разгромили войско наместника при Суассоне и захватили его государство. Позже франки отобрали у вестготов юго-запад Галлии — Аквитанию, а после смерти Хлодвига его сыновья присоединили на юго-востоке королевство бургундов, завершив завоевание Галлии.

После завоевания обширной страны перед франками возникла сложная проблема: как управлять Галлией? И франкам, расселившимся на большой территории, трудно сойтись на народное собрание, и местное население привыкло к другому управлению. Да и сам Хлодвиг из вождя племени превратился в правителя обширной страны, которому уже были подвластны все жившие в ней племена и народы.

Франков было в десятки раз меньше, чем завоёванных ими жителей Галлии — галло-римлян. Поэтому каждый франк после завоевания получил вполне достаточный земельный участок, который сам и обрабатывал. Осев на новом месте, франки сохраняли свою свободу и старинные обычаи, участвовали в военных походах и в судебных заседаниях.

Захватив огромные владения и богатства, Хлодвиг щедро одаривал своих слуг и дружинников. Так, рядом с мелкими хозяйствами рядовых франков и галло-римлян появлялись крупные имения короля и его приближённых. Последние в свою очередь готовы были признать за удачливым правителем гораздо больше власти, чем прежде. Тем более признали его власть покорённые галло-римляне.

Hlodvig1

Стремясь править единолично, Хлодвиг жестоко и коварно расправился со своими родственниками, имевшими, по германским обычаям, право на долю власти над франками. Его власть всё ещё была ограниченной, но постепенно усиливалась. Центром управления страной являлся королевский двор. Народные собрания уже не созывались, и только раз в году, в марте, франки собирались на военные смотры (мартовские поля). Король принимал решения сам, советуясь лишь со своими приближёнными. В случае войны, как и встарь, собиралось ополчение из всех свободных франков, в то время как многочисленная и преданная королю дружина была постоянной военной силой. Отдельными частями государства управляли доверенные люди Хлодвига — графы, наделённые большой властью.

Франки по-прежнему судились по своим древним обычаям. Король приказал записать старинные судебные обычаи одного из франкских племён — салических франков. Эти законы получили название «Салическая правда». Теперь все франки должны были судиться только по нормам, одобренным королём. Сначала в спорных случаях, а потом и всегда решение стало зависеть от короля.

Принятие христианства

Завоевав Галлию ещё язычником, Хлодвиг позже принял христианство. Примеру короля последовала дружина, а затем и остальные франки. В отличие от всех других германцев они приняли христианство не в арианской форме, а по римскому образцу. Тем самым Хлодвиг не только добился поддержки местного населения и церкви на уже завоёванных землях. Он приобрёл сторонников во всех соседних государствах, где население недолюбливало своих правителей — ариан. Это облегчило последующие завоевания. Кроме того, церковь всегда учила, что всякая власть от Бога, и её поддержка могла укрепить власть Хлодвига над соплеменниками. С этого времени церковь стала верной союзницей франкских королей. А франки и римляне, которых теперь не разделяла вера, постепенно стали сливаться в один народ.

Во Франции глубоко чтут Хлодвига, короли этой страны 18 раз принимали его имя: германское имя Хлодвиг, переведённое на латынь, позже стало звучать как Людовик.

Угасание империи Меровингов

Уже при сыновьях Хлодвига королевская власть ослабла. Сепаратизм подогревался наличием значительных земельных богатств, которые правящая верхушка получила за счет королевских пожалований, в то время, как королевские владения оскудели. После смерти Хлодвига началось дробление Франкского государства. С конца VI в. намечается обособление трех самостоятельных областей в его составе: Нейстрии – Северо-Западной Галлия с центром в Париже; Австразии – северо-восточная часть Франкского государства, включавшая исконные франкские области по обоим берегам Рейна и Мааса; Бургундии – территория бывшего королевства бургундов. В конце VII в. на юго-западе выделилась Аквитания. Эти четыре области различались между собой и этническим составом населения и особенностями социально-экономических отношений.

Например, в Нейстрии, которая к моменту франкского завоевания была сильно романизована, галлоримляне, составлявшие и после завоевания значительную часть населения, раньше, чем в других областях королевства, слились с франками-завоевателями. Здесь уже к концу VI – началу VII в. большое значение приобрело крупное церковное и светское землевладение, и быстро шел процесс исчезновения свободного крестьянства.

Австразия, где основную массу населения составляли франки и подвластные им другие германские племена, а влияние галло-римских порядков было слабым, вплоть до начала VIII в. сохраняла более примитивный строй. Здесь дольше сохранялась прослойка свободных общинников, составлявших основу военного ополчения. Меньше было церковных владений, земельные владения знати были средних и незначительных размеров.

Нейстрия, Австрзия, Аквитания и Бургундия были слабо связаны между собой экономически (в то время господствовали натурально-хозяйственные отношения). Это препятствовало их объединению в одном государстве. Короли из дома Меровингов, возглавлявшие эти области после раздробления Франкского государства, вели между собой борьбу за верховенство, которая осложнялась непрерывными столкновениями между королями и крупными землевладельцами внутри каждой из областей.

В конце VII в. фактическая власть во всех областях королевства оказалась в руках майордомов. Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление (majordomus – старший по дому, управляющий хозяйством двора). Затем майордомы превратились в крупнейших землевладельцев. Все управление каждой из названных областей королевства сосредоточивалось в их руках, и майордом выступал как вождь и военный предводитель местной земельной аристократии. Короли из дома Меровингов, потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников пренебрежительное прозвище «ленивых королей».

Использованная литература:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 14-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. История Средних веков. (любое издание).
  3. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков. Учебник для VII класса средних учебных заведений. — 4-е изд.- Москва: МИРОС; КД «Университет», 1998.
  4. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 15-е изд. М.: Русское слово, 2012. Брандт М.Ю. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 8-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2008.
  5. Большаков О. Г. История Халифата. М., 2000.
  6. Всемирная история в шести томах / Гл. ред. А.О. Чубарьян. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. тома П. Ю. Уваров. Москва, 2012.
  7. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 9-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  8. Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века. М.: Просвещение, 2011.
  9. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Баласс, 2011.
  10. Девятайкина Н. И. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. М., 2002.
  11. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. М.: Русское слово,
  12. 2012.
  13. Искровская Л.В., Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. / Под ред. Мясникова B.C. История Средних веков. 6 кл. М.: Вентана-Граф, 2011.
  14. История Востока. В 6 т. Том 2. Восток в средние века / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна. М., 2002.
  15. История Востока. В 6 т. Том 3. Восток на рубеже Средневековья и нового времени, XVI — XVIII вв. / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна, Н.И. Иванова. М., 2002.
  16. История Европы: в 8 т. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992.
  17. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Разные издания.
  18. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Дрофа, 2013.
  19. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Мнемозина, 2012.
  20. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. – М.: Дрофа, 1999.