Зарождение первобытного общества.

древность 1

Несмотря на высокие достижения человеческой цивилизации в изучении прошлого, мы так до сих пор и не прояснили, когда же появились первые люди современного типа. Наличие множества теорий эволюций и общего происхождения человека не могут нам однозначно сказать, к какому тысячелетию можно отнести формирование родовой или соседской общины.

Само понятие «первобытный» в профессиональном сообществе историков и археологов подразумевает древнее общество, которое не имело собственного письма, своего государства и городов.  Этот далекий загадочный мир уносит нас своими корнями в Восточную Африку, где и сегодня археологи не перестают находить новые свидетельства колыбели жизни человечества (их обычно датируют 2 млн лет назад).

Безымянный

Напоминавший обезьяну, человек имел очень грубое лицо, нос которого был приплюснут, а подбородок выступал строго вперед по сравнению с широколобой физиономией, около глаз которой находился толстый и массивный широколобый надбровный валик. Был ли первобытный человек похож на нас современных? Очень отдаленно. Первобытный человек еще не был на 100% прямоходящим, скорее обладал прыгающей походкой, а его длиннющие руки свисали и находились ниже колен. Мог ли он говорить, как говорили мы? Нет, его речь, скорее, напоминала отдаленные и не связанные между собой звуки.

Несмотря на сложные условия жизни, он начал быстро адаптироваться к той среде, которая его окружала. Он брал в руки округлый камень – гальку, и ударами гальки о гальку раскалывал камни, а затем все племя их точило. Так появились каменные рубила, натачивались палки-копалки и другие важные орудия труда, которые превратят дикую непокорную природу в маленькое пристанище жизни людей.

Пройдет еще немного времени и человек овладеет огнем. Добыча пищи путем собирательства и охоты сможет обеспечить человека запасами еды, а процесс нагрева, жарки и варки этой еды сделает пищу вкуснее и питательнее сырой. Огонь грел, защищал и отпугивал диких животных. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.

Это медленное движение навстречу к комфортной цивилизации займет тысячи тысячелетий. Но пройдет  несколько таких сотен тысяч, и вот уже изменения в человеке становятся снова заметны: его мозг стал больше, он уже говорит, а прямохождение становится все более явным. Люди занимают просторы Европы и Азии, строят примитивные жилища (размещались в пещерах, а там, где их не было, рыли землянки, строились примитивные шалаши из веток и деревьев), из-за более холодного климата на них появляется первая примитивная одежда из шкур животных.

Изменение места жительства и другой климат сделали охоту важнейшим занятием для выживания первобытных людей. Вскоре для охоты появилось копье, которое изготавливалось из дерева, обжигалось на огне для особой прочности, вскоре люди стали изготавливать острые каменные наконечники, которые привязывались к копью, делали его опасным оружием против диких зверей.

Совершенствование орудий меняло и отношение к охоте. Примитивные первобытные люди стали продумывать каждый свой шаг на охоте, используя эти копья, они стали гнать стада диких животных к крутым обрывам или оврагам, где животным было чрезвычайно сложно выбраться и они становились легкой добычей для группы примитивных охотников. Охота шла  на диких коз, лошадей, оленей, бизонов, но главным трофеем считался мамонт, которого убить было крайне тяжело.

Безымянный2

Родовые общины

Время шло и около 40 тыс лет назад мы уже можем наблюдать человека, очень похожего на нас самих. Это HOMO SAPIENS SAPIENS. Он уже обзавелся своим родом, а родовая община стала важнейшим социальным институтом этого примитивного общества. В это же время утверждаются и первые табу (что не делают, о чем не говорят и не думают) – запрет на промискуитет и каннибализм. Эти люди живут по своим первым примитивным нормам – один за всех и все за одного: они убьют любого, кто причинит вред их сородичу и помогут своему родственнику-соседу в любой житейской ситуации. У них все общее, кроме жен и детей, они строят быт сообща. В это же время закладываются и первые азы разделения труда: мужчины, обладая природной физической силой и чрезвычайно высокой выносливостью, занимаются охотой, а женщины поддерживают домашний очаг (очень сложное занятие при условии, что люди достаточно поздно научились сами добывать или создавать из ничего огонь), готовят пищу, собирают растения, которые по их наблюдениям пригодны к пище и воспитывают детей. Эти же женщины создают первые фигурки, которые олицетворяют прародительниц и хранительниц очага.

Охота

Самое главное и важнейшее занятие позволяло охотникам добыть мясо, шкуры и кости. Примитивная загонная охота отлично работала на крупных животных, однако мелкие и ловкие зверьки вряд ли смогут попасться. Люди долго принаравливались на такую добычи, а в скором времени придумали новое важнейшее орудие, которое намного облегчит сложную и дикую жизнь – лук и стрелы. А для того, чтобы заполучить крупную и быструю рыбу, люди изобрели костяной гарпун.

Похожая картина наблюдалась и на просторах нашей необъятной прекрасной Родины. Несколько десятков тысяч лет назад, когда на русских равнинах паслось бессчетное количество стад мамонтов. По сей день в мёрзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Ещё лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонт всю свою жизнь проводят под землёй, а умирают будто бы оттого, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному ладу водоёмов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках.

Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта — иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины.

Gbupv9oy1Pa80o42tAJxkQIVINQR8GkKYFgFJXZ70yuEAwAAWAIAAEpQ

Возникновение искусства и религиозных верований

Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста тридцати лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла вглубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком.

ivairus-piesiniai-olose-archeologams-liudija-apie-senoves-zmoniu-kulturos-raida-519be968d8d97

Учёные пытаются понять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца; для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей. Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, например медведя или носорога, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за племенами, главными занятиями которых Древняя могила, раскопанная ещё недавно, были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряду поражая копьями нарисованное на песке животное.

Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться — и тогда человек умрёт.

Люди верили, что души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков. Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.

Духи, идолы и жертвы

Мы сейчас считаем, что есть живые существа, а есть неодушевлённые предметы. Для первобытных людей всё в природе было живым и одушевлённым. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева». Такие же духи обитают в любом растении или камне, туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.

Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождём. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу — молитву. А ещё нужно духам принести подарки, чтобы они стали добрее. Что может быть лучшим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам. Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения называются идолами. Идола старались задобрить жертвами. Но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли прутьями. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, принесением жертв и другими религиозными обрядами.

o-o

Возникновение земледелия и скотоводства

Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зёрна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхлённую почву. Так из собирательства возникло земледелие. Подготовить участок земли для посева было нелегко — приходилось рубить деревья каменным топором, выжигать кустарники, выкорчёвывать пни. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зёрна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку. На углях очага женщины пекли лепёшки.

Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Именно поэтому здесь раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Из Западной Азии земледелие распространилось в соседние страны. Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад.

Приручение животных

Первым прирученным животным стала собака. Потом люди приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Оно появилось примерно в то же время, что и земледелие. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть и кожу.

Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Они выводили новые сорта растений и новые породы скота. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умений.

Безымянный21

Глиняная посуда и одежда из ткани

Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины. В них хранились собранные фрукты или, скажем, пойманная рыба. Если корзину обмазать глиной, в неё можно насыпать зерно и даже муку. Но воду держать в такой посуде нельзя — глина размокнет. Случайно такая корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины, следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твёрдой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.

На полу в жилище обычно расстилали циновку — коврик, сплетённый из соломы, травы или древесного лыка. Ткачество, которое освоили женщины, напоминало плетение циновки. Был изобретён ткацкий станок очень нехитрой конструкции. А нити для изготовления тканей пряли, то есть скручивали из шерсти домашних животных или из волокон льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани.

Родовые общины и племя

Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и песнями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте. Все сородичи считали, что происходят от одного предка — человека или животного. Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой  порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом, два рода вступали друг с другом в нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.

Pervobytnyj-chelovek-i-ogon1-700x356

Появление ремесел и ремесленников

Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие и скотоводство. Он становился ремесленником. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи. Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что раскалённый кусок меди меняет форму при ударе его свойство позволило выковывать из меди ножи, шилья и другие предметы. Затем люди научились выплавлять медь из руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие. Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло — обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

Изобретение плуга

Лёгкой мотыгой твёрдую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно и сделать из него большую «мотыгу», чтобы тащить её по полю. Так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать быков, чтобы они тащили по полю тяжёлую «мотыгу». Так возник плуг. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было невозможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины, на полях.

У каждой семьи — своё хозяйство. Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Земли общины были поделены на отдельные участки. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке. Собранным урожаем ни с кем в общине не делились — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали. Но все люди разные: более умелые и прилежные собирали больше зерна и овощей, быстрее увеличивали поголовье скота. Некоторые семьи со временем могли стать зажиточнее других.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого можно брать воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе.

В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отобрать плодородные земли. Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты от врагов и для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам-соплеменникам. Вождь племени, его соратники, а также старейшины приобретали известность — их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — сыновья вождей и старейшин пользовались почётом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племён. Им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи. Захваченных на войне пленников вождь и остальные знатные люди делали своими рабами. Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окружённые земляными валами и стенами. В городах жила знать — так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. Ведь не мог любой из соплеменников иметь богатые одежды и украшения. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

prehistorico

Счёт лет в истории

При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое — позже, на сколько лет позже. Вы знаете, что большие отрезки времени считают годами, сто лет составляют столетие, или век, а десять веков — тысячелетие. События истории Древнего мира произошли много веков и даже тысячелетии тому назад. Представление о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 суток) жители Древнего Египта — страны, где земледелие уже пять тысяч лет назад было главным занятием. Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие — основание города, большое наводнение, война с соседями.

Как в древности считали года? В разных странах по-разному. Например, в Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счёт лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй — вторым и так далее. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый, вновь наступал первый год, затем второй, третий. Иным был счёт лет, применявшийся жителями одного из древнейших городов мира — Рима. Год основания своего города римляне считали первым, следующий — вторым и так далее.

Счёт лет, которым мы пользуемся

Этот счёт лет возник давно и связан с почитанием Иисуса Христа — основателя христианской религии. Сказания о жизни и мучительной казни Иисуса Христа создавались около двух тысяч лет назад. В те времена почитатели Иисуса уверовали, что он Сын Божий, вознёсшийся после смерти на небо. Через несколько столетий христианская религия, вера в Иисуса Христа, распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Иисуса. «Пусть год Его рождения будет первым годом, — рассуждал он, — следующий — вторым и так далее». Он сумел высчитать год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания города Рима. В нашем летосчислении Рождество Христово является точкой отсчёта для всех исторических дат. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем наша эра (а пишем сокращённо н. э.). Продолжается наша эра более двух тысяч лет.

Источник информации:

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций /  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014. 303с.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций /  А.А. Майков. М.: Вентана-Граф, 2013. 128с.

История Древнего Мира. Атлас. М. 2013.

История Древнего Мира: 5 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС/  М.Н. Чернова. – М.: Изд-во «Экзамен». 2015. – 127 с.

История Древнего мира/ под ред. Кузищина. М. «Высшая Школа», 2003.

История Древнего Мира. Рабочая тетрадь.  Годер Г.И.  М. «Просвещение», 2011.

Проверочные материалы по всеобщей истории за 5 класс. История Древнего мира. Алебастрова А.А.  Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2010.