Законодательство Российской Федерации о выборах

%d1%84%d0%bb%d0%b0%d0%b3-%d0%b8-%d1%84%d0%b5%d0%bc%d0%b8%d0%b4%d0%b0

Избирательное право

Конституция РФ закрепляет поли­тическое право каждого гражданина участвовать в уп­равлении государственными и общественными делами. Напомним, что это право реализуется в формах представительной и непосредственной демократии. При предста­вительной демократии власть народа осуществляется че­рез избранных им представителей. При непосредственной демократии граждане напрямую выражают свою волю, например, на референдумах, при обсуждении законо­проектов и пр. В настоящее время самой массовой фор­мой непосредственной демократии являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправ­ления. По своему характеру они публичны. Здесь избиратели, прежде всего граждане, имеют право­вую связь с государством или территориальным публич­ным коллективом (органом местного самоуправления).

Значение публичных выборов в том, что они, во-первых, являются важным средством решения вопроса о власти, систематического обновления властных структур. Во-вторых, через выборы выявляются те предвыборные заявления и программы кандидатов, политических партий, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям народа. Та­ким образом, определяется направление законодательной деятельности и деятельности высших должностных лиц. В-третьих, выборы способствуют приобщению рядовых граждан к политике, их политическому просвещению и воспитанию. В-четвёртых, посредством выборов государственная и муниципальная власть приобретает легитимность, т. е. признаётся членами общества как правомерная офи­циальная власть.

Публичные выборы различаются по объекту, масшта­бам. (уровням), характеру, срокам и пр. В России проводятся выборы президентские, парла­ментские, в органы местного самоуправления (основани­ем этого деления выступает объект выборов).

Выборы осу­ществляются в масштабе всей страны (федеральный уро­вень), в масштабе субъектов РФ (региональный уровень), в масштабе муниципальных образований (местный уро­вень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу, законода­тельное собрание субъекта Федерации, совет муниципаль­ного образования. Осуществляются выборы и единолич­ных органов (должностных лиц), например Президента РФ и др.

Выборы могут быть проведены в установленные зако­ном сроки (очередные выборы) и как досрочные, например в случае роспуска Государственной Думы или досрочной отставки Президента РФ. Возможно совмещение феде­ральных, региональных и местных выборов. Не разреша­ется сдвигать сроки выборов более чем на один год (от­сроченные выборы).

Если по каким-либо причинам выбо­ры не дали результата (признаны несостоявшимися или недействительными — ни один из кандидатов не избран и т. п.), то назначаются повторные выборы.

Выборы бывают полными и частичными. В первом случае весь состав коллегиального органа обновляется це­ликом, во втором — используется порядок ротации, т. е. обновление происходит по частям. Например, Законода­тельное собрание Вологодской области избирается сроком на четыре года, но половина депутатов обновляется на вы­борах через два года. Подчеркнём, что в России используется территориаль­ный принцип выборов, т. е. по избирательным округам (а не по месту работы — производственным округам). По­рядок и проведение выборов определяются избирательным правом.

Избирательное право является частью конституцион­ного права и рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном).

В объективном смысле избирательное право представ­ляет собой совокупность юридических норм, регулирую­щих порядок выборов представительных органов и вы­борных должностных лиц государства, а также органов местного самоуправления. Они содержатся в различных источниках, среди которых особое место принадлежит Конституции РФ, конституциям республик в составе РФ, уставам краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Например, в Уставе Московской области (1995) закрепляется право досрочного отзыва депутата Законодательного собрания, не оправдавшего доверие избирателей. Некоторые вопросы организации и проведения выбо­ров регулируются нормативными документами Государ­ственной Думы и Центральной избирательной комиссии: постановлениями, инструкциями, методическими реко­мендациями и пр.

В узком (субъективном) смысле избирательное пра­во — это политическое право гражданина избирать (ак­тивное) и быть избранным (пассивное) в органы государ­ственной власти и местного самоуправления. Напомним, в России гражданин имеет право избирать с 18 лет, пра­во быть избранным в представительный орган местного самоуправления — с 18 лет, в Государственную Думу РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Федерации — с 21 года, в Совет Федерации — с 30 лет, а в Президенты страны — с 35 лет.

Граждане РФ участвуют в выборах на основе демокра­тических принципов всеобщего, равного и прямого изби­рательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что все граж­дане, достигшие на день голосования определённого воз­раста, могут избираться и быть избранными независимо от пола, национальности, языка, социального и имущест­венного положения, профессии, образования и других факторов. Противоположностью этого принципа является принцип ограниченного избирательного права. Он предпо­лагает введение избирательных цензов (ограничений).  Возраст для активного избирательного права составляет 18 лет. Именно в этом возрасте гражда­нин согласно Конституции РФ может самостоятельно осу­ществлять полный объём прав и обязанностей. При реа­лизации пассивного избирательного права требования к возрасту, как мы выяснили, повышаются (за исклю­чением органов местного самоуправления), ибо для поли­тического руководства необходим жизненный опыт. Право на участие в выборах дают документы, удосто­веряющие российское гражданство: паспорт, военный би­лет и пр. Иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в федеральные органы власти и органы субъ­ектов Федерации. Вместе с тем иностранцы, постоянно проживающие в РФ и уплачивающие налоги, вправе из­бирать и быть избранными в органы местного самоуправ­ления, участвовать в местном референдуме. Лишены права участия в выборах граждане, признан­ные судом недееспособными (т. е. те, кто по умственному, психическому состоянию не может осуществлять свои права) или содержащиеся по приговору суда в местах ли­шения свободы.

Равное избирательное право. Этот принцип означает, во-первых, что все граждане участвуют в выборах на рав­ных основаниях. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Во-вторых, каждый изби­ратель имеет равное число голосов. Упрощённо эта фор­мула звучит так: «Один избиратель — один голос». Например, каждый участник референдума, на который вынесен тот или иной вопрос, будет иметь только один го­лос, ибо он может выбрать из ряда предложенных альтер­натив только один ответ. Другой пример. Избираются 15 депутатов одной из районных управ города Москвы, а в списке, предложенном избирателю, значатся 23 фами­лии кандидатов. В этом случае каждый избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов подлежит избранию, т. е. избиратель вправе выбрать 15 фамилий. В-третьих, голоса всех избирателей имеют одинаковый (равный) вес. Значит, избирательные округа должны быть примерно равными по числу избирателей или должны соблюдаться определённые пропорции между числом депутатов, изби­раемых от округа, и численностью в нём избирателей. Прямое избирательное право означает, что граждане избирают представительные органы и должностных лиц непосредственно путём прямого голосования.

Прямыми выборами в России избираются, например, Государствен­ная Дума РФ; законодательные собрания субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Президент РФ; президенты республик в составе РФ, где введена президентская форма правления; мэры городов и др. Подчеркнём, что при косвенных выборах избиратели голосуют не напрямую, а за лиц, которым отведена роль выборщиков. В настоящее время в России эту роль вы­полняют законодательные собрания (парламенты) субъек­тов РФ. Они не только утверждают в должности губерна­торов, кандидатуры которых представляет Президент РФ, но и избирают часть членов Совета Федерации. Другая его часть согласно закону (2004) формируется из представи­телей, назначенных главами исполнительной власти субъ­ектов РФ (губернаторами, президентами и др.).  Совет Федерации формируется из депутатов, избранных в законодательные собрания субъектов Российской Федерации, или из депутатов представительных органов муниципальных образований, благодаря чему в верхней палате российского парламента будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население. Косвенное избирательное право широко применяется и в других государствах. В частности, граждане США изби­рают выборщиков, а последние — президента страны.

Тайное голосование (в отличие от открытого) означа­ет, что воля голосующего остаётся неизвестной другим ли­цам. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя или давления на него. Ему предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения из­бирательного бюллетеня. Выйдя из кабины, голосующий опускает бюллетень в ящик (урну) для голосования.

Помимо изложенных, другими принципами избира­тельного права являются свобода и альтернативность вы­боров, добровольное участие в них.

Альтернативность выборов означает реальную воз­можность выбора из нескольких предложенных кандида­тов или партийных списков кандидатов.

Добровольность выборов состоит в том, что никто не вправе воздействовать на гражданина, принуждать его к участию или неучастию в выборах. Вместе с тем уча­стие в выборах — гражданский долг человека. Личное участие в выборах даёт возможность каждому из нас взвесить все «за» и «против», прежде чем оказать доверие тому или иному претенденту на власть. И если к власти приходят не самые достойные, компетентные и ответственные лю­ди, то в этом есть и наша вина. Положения, связанные с выборами, относятся и к дру­гим формам голосования граждан-избирателей, например к референдуму, отзыву депутата.

На базе избирательного права осуществляется избира­тельный процесссовокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных долж­ностных лиц. Избирательный процесс имеет несколько стадий (эта­пов). Избирательное право и избирательный процесс являются двумя взаимосвязанны­ми элементами избирательной системы. Под избирательной системой понимается порядок вы­боров в представительные учреждения и выборных долж­ностных лиц, а также определения результатов голосова­ния. Существуют два основных типа избирательных сис­тем: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.

Избирательный процесс

Избирательный процесс является практически-организационным элементом избирательной системы. Избирательный процесс делится на следующие стадии: назначение даты выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избира­тельных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность; предвыборная агитация; голосова­ние и установление результатов голосования.

Большое значение в избирательном процессе имеет финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели. Каждая из стадий избирательного процесса имеет чёт­кие правовые основы, образующие динамику избиратель­ных действий всех участников избирательной кампании. Согласно закону под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах го­лосования и расходовании средств соответствующего бюд­жета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Период избирательной кампании  включает все стадии избирательного процесса. В этой связи многие учёные рас­сматривают понятия «избирательный процесс» и «избира­тельная кампания» как синонимы. В то же время они от­мечают, что до начала выдвижения и регистрации канди­датов в депутаты или на выборную должность изби­рательная кампания разворачивается не в полной мере. Только на этом и последующих этапах она приобретает свой истинный смысл. Ведь целью любой избирательной кампании является обеспечение каждым претендентом на власть максимальной поддержки избирателей.

Назначение даты выборов и начало избирательной кампании. Началом официальной избирательной кампа­нии является назначение даты выборов. При этом обеспечивается соблюдение сроков полномочий выборного должностного лица или органа. Как уже отмечалось, согласно поправкам к Конституции РФ (декабрь 2008 г.) срок полномочий Президента России увеличен с четырех до шести лет, а Государственной Думы РФ — с четырёх до пяти лет. В законах определено, кто имеет право назна­чать выборы. Например, выборы Президента РФ назнача­ются Советом Федерации, а выборы Государственной Ду­мы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федера­ции дату выборов законодательного собрания назначает глава администрации субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти. В свою очередь, представительный орган назначает дату выборов высшего должностного лица. Выборы назначаются, как правило, на первое или второе воскресенье марта или октября года, в котором истекает срок полномочий выбор­ного органа прежнего созыва.

Образование избирательных округов и избирательных участков. При проведении выборов образуются избира­тельные округатерритория, от которой непосредствен­но гражданами избирается депутат (депутаты) или выбор­ное должностное лицо (выборные должностные ли­ца). Напомним, что избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается не­сколько депутатов) и одномандатными (от каждого окру­га избирается только один депутат). А выборы Президен­та РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Не случайно этот единый избиратель­ный округ получил название федерального округа.

В отличие от избирательного округа, который являет­ся единицей избрания, избирательный участокэто территориальная единица, образуемая для проведения го­лосования и подсчёта голосов. Участки создаются в пре­делах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общест­венном здании, чаще всего в здании школы. Избиратель­ные участки должны включать не более 3 тыс. избира­телей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных райо­нах, на судах, находящихся в плавании, могут образовы­ваться небольшие избирательные участки. Военнослужа­щие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях согласно закону могут соз­даваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер. Списки изби­рательных участков с указанием их границ, адресов и но­меров публикуются в местной печати.

Формирование избирательных комиссий. Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная ко­миссия РФ (ЦИК РФ, Центризбирком), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муни­ципальных образований, окружные избирательные комис­сии, территориальные (районные, городские и др.) комис­сии, участковые комиссии. Они формируются в основном органами государственной власти или местного само­управления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Например, властные органы обязаны давать ответы избирательным комиссиям на их обращения, предоставлять помещения, транспорт, средства связи, сведения, необходимые для ра­боты, и пр. Деятельность избирательных комиссий осуществляет­ся гласно и открыто под руководством Центральной изби­рательной комиссии РФ. Она назначается сроком на че­тыре года и включает 15 членов. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее юридическое образование, а лучше учёную степень в области права. Столь высокие требования к профессиональной подготовке членов Цент­ральной избирательной комиссии обусловлены слож­ностью и ответственностью стоящих перед ней задач.

Так, ЦИК РФ возглавляет реализацию федеральных целевых программ, связанных с проведением выборов, обучением избирателей, повышением уровня подготовки членов из­бирательных комиссий. Ею устанавливаются образцы или основные нормативы избирательных документов, издают­ся разъяснения и инструкции по применению федераль­ных законов о выборах, отменяются противоречащие за­кону постановления комиссий, рассматриваются жалобы избирателей. Иными словами, Центральная избиратель­ная комиссия не только помогает другим комиссиям, но и контролирует их. Кроме того, она распределяет выде­ленные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федераль­ных выборах. При этом проводится в жизнь принцип равенства всех участников предвыборного марафона.

Составление списков избирателей. Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составля­ются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и др. Эти сведения направля­ются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публично­го ознакомления. Каждый гражданин может быть вклю­чён только в один список избирателей. При обнаружении неточностей, ошибок, пробелов избиратель вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию, которая в течение 24 часов с момента обращения (в день голо­сования — двух часов) должна принять решение и дать ответ заявителю. Решение может быть обжаловано в вы­шестоящей избирательной комиссии или в суде. Суд рас­сматривает заявление в трёхдневный срок, а в день выборов — немедленно.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечавшие требованиям закона, подлежали ликви­дации по суду. Согласно внесённым в законодательство очередным изменениям в 2009 г. партия, в частности, должна насчитывать: с 1 января 2010 г. до 1 января 2012 г. — не менее 45 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации она должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов; в осталь­ных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов партии; с 1 января 2012 г. — не менее 40 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Феде­рации она должна иметь региональные отделения числен­ностью не менее 400 членов; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 150 членов. Изменившиеся требования к партиям способствовали тому, что наиболее влиятельные из них стали ещё сильнее, а слабые прекратили своё существование и незаметно сошли с политической арены. В настоящее время на политической сцене России действуют несколько политических партий. Большинство из них прошли испытание временем: не раз избирались в представительные органы власти, образуя устойчивые партийно-парламентские фракции. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

Согласно новому законо­дательству кандидатом от партии может стать и беспар­тийный россиянин, если его поддержат 10 членов регио­нальной ячейки, а затем его кандидатуру одобрит регио­нальная конференция или федеральный съезд. Можно выдвинуть не более одного кандидата в представительный орган в каждом одномандатном округе. В многомандатных округах обычно закон разрешает выдвигать от пар­тии большее число кандидатов, чем число кандидатских мест. Причина в том, что возможно сокращение числа кандидатов до голосования, снятие ими своих кандидатур. Партийные списки имеют федеральную и региональ­ную части. В первой указывается тройка лидеров партии, во второй — наиболее известные авторитетные гражда­не — члены партии. Состав партийных списков должен быть полностью открыт для избирателей. Выдвинутый кандидат (список кандидатов) регистрируется соответству­ющей избирательной комиссией. Для такой регистрации необходимо собрать установленное законом число подпи­сей избирателей либо внести избирательный залог — определённую денежную сумму. Однако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. Например, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на вы­борах Президента РФ разрешён только сбор подписей. Партии, представленные в Госдуме, освобождаются от необходимости как сбора подписей, так и внесения зало­га — им достаточно представить свой список кандидатов.

Предвыборная агитация. Каждая партия или канди­дат стремится завоевать как можно больше голосов изби­рателей. Предвыборная агитация — это и есть деятель­ность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов. Кандидат, политическая партия выдвигают свою пред­выборную программу (обещания) — совокупность положе­ний, направленных на решение важных проблем страны, региона и пр. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выбо­рах. Не случайно между претендентами на власть идёт острая конкурентная борьба. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, сво­ей программе и её преимуществах по сравнению с други­ми, ответить на критику со стороны своих оппонентов. В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции.

Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, рас­пространяются листовки и другие агитационные материа­лы. Закон запрещает размещать эту продукцию на памят­никах и зданиях, представляющих историческую или архитектурную ценность. Запрещается также распростра­нять и анонимные материалы. При проведении агитации всем кандидатам, политичес­ким партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплат­ного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодичес­ких изданиях. Наряду с выделенным бесплатным временем и печатной площадью претендент на власть может купить дополнительное время и печатную площадь за счёт средств из своего избирательного фонда. При этом также должны соблюдаться условия равенства: одинаковые цены, равное место в газете, приемлемое время суток для выхода в эфир. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. К сожалению, предвыборная борьба не всегда ведётся с соблюдением установленных правил. Регистрируется не­мало случаев их нарушений, в том числе дезинформация и попытки запутать избирателя.

Голосование и установление результатов голосования. Избиратель в день голосования приходит на избиратель­ный участок, получает избирательный бюллетень и отме­чает в нём тех, кого желает избрать. Он не вправе голо­совать «против всех», ибо эта графа избирательного бюллетеня отменена. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и произво­дит подсчёт голосов. Согласно поправкам к действующему законодательству ликвидирован порог явки избирателей. Иными словами, независимо от того, сколько избирателей придут на изби­рательные участки, выборы признаются состоявшимися. Несостоявшимися будут признаны выборы, если:

  1. ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
  2. все федеральные списки кан­дидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей.
  3. выборы признаются недействительными, если нель­зя с достоверностью установить волю избирателей из-за нарушений, допущенных при проведении голосования или установлении итогов голосования.
  4. Недействитель­ными могут быть признаны выборы и по решению суда.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы. Напомним, что при пропорциональной системе выборов в Государственную Думу партии должны преодолеть 7%-ный барьер. Пока этот барьер не отменён, т. е. к распределению депутатских мандатов допускаются партии, набравшие 7% и более голосов избирателей. Вместе с тем по предложению Президента РФ законода­тельно закреплено, что партии, набравшие от 5 до 7% го­лосов избирателей, получают в парламенте страны 1—2 мандата. Один мандат получают те партии, за которые проголосовали от 5 до 6% избирателей, и два мандата — партии, набравшие менее 7%, но не менее 6% голосов. Эта новация является гарантией представительства инте­ресов на федеральном уровне тех избирателей, кто при­шёл на выборы и проголосовал за так называемые малые партии. Однако их голоса исключаются при вычислении изби­рательного частного — количества голосов избирателей, приходящихся на один мандат.

Простейший способ его оп­ределения состоит в том, что сумма голосов избирателей де­лится на 450 — число распределяемых депутатских манда­тов. В случае передачи мандатов партиям, за которые про­голосовали от 5 до 7% избирателей, сумма голосов избирателей будет делиться на число депутатских мандатов, оставшихся после передачи, например на 447, 448 или 449. Полученный результат и есть избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждой партией, преодолевшей 7%-ный барьер, делится на выявленное избирательное частное. Полученная целая часть — число депутатских мандатов данной партии. Если при этом остаются нераспре­делённые мандаты, проводится их вторичное распреде­ление. Оставшиеся мандаты передаются по одному тем партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток). Распределение депутатских мандатов проводится дважды: сначала между партиями, а затем внутри пар­тийных федеральных списков.

Итоги голосования официально публикуются соот­ветствующей избирательной комиссией, в масштабе Рос­сии — Центризбиркомом. Избранные депутаты регистри­руются и им выдаются удостоверения. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчёт о расходовании средств бюджета, выделенных на подго­товку и проведение выборов.

Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, полити­ческая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в Рос­сии установлено как государственное финансирование вы­боров, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две час­ти. Одна используется избирательными комиссиями не­посредственно или по их указаниям. Другая может пере­даваться избирательным объединениям и кандидатам в их избирательные фонды. Из каких же средств наряду с воз­можным финансированием государства формируется изби­рательный фонд? Во-первых, из собственных средств кан­дидата, избирательного объединения; во-вторых, из средств, выделенных кандидату выдвинувшим его объеди­нением; в-третьих, из добровольных пожертвований граж­дан и юридических лиц. Размеры этих частей, их соотно­шение точно определены законодательством, а конкрет­ные суммы назначаются избирательными комиссиями. Избирательней фонд создаётся перед началом сбора подписей кандидата (списков кандидатов).

Законодатель­но установлены и цели, на которые расходуются средства избирательного фонда. К ним относятся: финансовое обес­печение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей кандидата (списков кандидатов); пред­выборная агитация; оплата труда граждан РФ за выпол­ненные ими работы или оказанные услуги в связи с про­ведением избирательной кампании; оплата аренды поме­щений, оборудования, транспортных расходов и т. п.; внесение избирательного залога. Избирательные комис­сии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступ­лений и расходов. Закон устанавливает предельную сум­му фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании. За нарушение законодательства о выборах устанавли­вается гражданская, административная и уголовная ответ­ственность.

Гражданская ответственность связана с неумышлен­ным повреждением имущества избирательной комиссии, с умалением чести и достоинства кандидатов, других лиц в ходе избирательной кампании и т. п.

Административная ответственность предполагает штрафы. Они налагаются за нарушения тайны голосова­ния, воспрепятствование свободному осуществлению изби­рательных прав, вмешательство в работу избирательных комиссий, уничтожение и повреждение законно распрост­раняемых агитационных материалов и др.

Уголовная ответственность предусмотрена за подкуп, обман, насилие в отношении избирательных комиссий, умышленное уничтожение их имущества. Караются под­лог и подделка избирательных документов, совершённые членом комиссии, другим должностным лицом, заведомо неправильный подсчёт голосов.