Европа и Восток. Византия и государства в Восточной Европе

Византия 6

Все попытки возродить империю на Западе считались в Ромейской державе незаконными. Гораздо позже, когда империя уже перестала существовать, её стали называть Византией (по названию древнегреческого города Византий). Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершилась её история в 1453 году, после завоевания Византии турками-османами.

В отличие от Западной Римской империи Византия в эпоху Великого переселения народов смогла защитить свои границы. Она сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Её торговые пути были по-прежнему безопасны.

Ещё до раздела империи Константин Великий решил перенести центр империи из Рима на восток. На берегу Босфорского пролива, на месте бывшей древнегреческой колонии Византий, император в 324 году лично наметил контуры огромной территории «второго Рима» — будущей столицы, названной его именем. Расположение города на перекрёстке важнейших торговых путей (сухопутного из Европы в Азию и морского из Чёрного моря в Средиземное) определило быстрый рост населения города и расцвет его экономики. Несколько веков Константинополь был самым большим городом Европы. Нигде больше не было таких неприступных крепостных стен, великолепных церквей и дворцов, рынков и гаваней. Здесь по-прежнему процветали ремёсла, о которых успел забыть оскудевший Запад: производство стеклянной посуды, роскошных тканей, ювелирных украшений. Византийские купцы торговали с Индией и Китаем. В глазах западноевропейцев Византия и её столица оставались олицетворением богатства и могущества.

Власть василевса

В самой Византийской империи получила оформление доктрина божественного происхождения императорской власти. Император (по-гречески – «василевс»), в руках которого сосредоточивалась широкая законодательная и исполнительная власть, был окружен поклонением и восточной роскошью. Правда, реальная власть императора была несколько ограничена такими учреждениями, как сенат, государственный совет (консистерий) и организации свободных граждан городов (димы). Димы (от греческого «демос» – народ) были политическими организациями свободных граждан византийских городов, они выполняли хозяйственные, политические и военные функции. В своей политике император должен был считаться и с церковью.

Двор императоров поражал своей роскошью. На время парадных приёмов василевс облачался в одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своём одеянии пурпурный (то есть тёмно- или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями. Император назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого подданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками, с армией, с буйной константинопольской толпой.

Византия 3

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын всё же наследовал отцу, а племянник — дяде, то чаще всего потому, что старший родственник ещё при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Часто императоров свергали, причём на вершине власти мог оказаться выходец из любого слоя общества, даже бывший солдат или конюх.

Предпосылки схизмы

В раннее средневековье наметились расхождения между восточной и западной церковью. Константинопольский патриарх постоянно соперничал с римским папой борьбе за главенство во всем христианском мире. Отличительной чертой организации восточной церкви была исторически сложившаяся большая зависимость церкви в Византии от императорской власти. Император добивался единства церкви, поэтому всячески поддерживал борьбу с еретическими движениями, видя в них не только противников христианской религии, но и существовавшего государственного устройства.

Гонениям подвергались ариане, несториане (глава движения – Нестор, тоже критиковали догмат о троичности бога и видели в Христе только человека, на которого временно снизошел божественный разум; основное ядро несториан составляло духовенство и купечество восточных провинций Месопотамии, Сирии, отчасти Египта, настроенных сепаратистки по отношению к центральному правительству и ортодоксальной церкви). Несториане – направление в христианской церкви, осужденное ортодоксальной церковью. Несториане критиковали догмат о троичности бога и видели в Христе только человека, на которого временно снизошел божественный разум.

Кроме того, церковным собором было осуждено монофизитство. В отличие от ариан и несториан монофизиты считали, что Христос обладает лишь одной и притом божественной природой. Они также требовали от духовенства отказа от роскоши и земных благ, что привлекло к ним сочувствие народных масс. Для купцов, крупных землевладельцев, высшего духовенства Египта, Палестины и Сирии оно также было знаменем сепаратизма.

Монофизиты – направление в христианской церкви, осужденное ортодоксальной церковью. Монофизиты считали, что Христос обладает лишь одной и притом божественной природой. Они также требовали от духовенства отказа от роскоши и земных благ.

Византия 5

Век Юстиниана

Своего наибольшего могущества Византия достигла в правление Юстиниана (527— 565 гг.). Прекрасно разбираясь в людях, он привлёк к себе на службу талантливейших современников: полководцев, юристов, историков. В его правление были созданы замечательные памятники архитектуры, в том числе знаменитый храм Святой Софии в Константинополе. Внешний облик императора, его супруги Феодоры и придворных оживает на великолепных мозаиках той эпохи. По приказу Юстиниана лучшие знатоки права собрали и упорядочили законы римских императоров и комментарии к ним. На протяжении столетий Свод Юстиниана являлся основным источником римского права в Европе.

В характере Юстиниана ум и воля уживались с худшими пороками. Завистливый и подозрительный, он легко верил доносам и был скор на расправу. По словам историка того времени Прокопия Кесарийского, он мог «тихим ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чём не повинных людей». Свою главную задачу Юстиниан видел в том, чтобы восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 года. Это был грандиозный замысел, для которого требовались сильная армия, талантливые полководцы и много денег. Главные силы Юстиниан бросил на Запад против германских королевств.

Юстиниан 1
Юстиниан I

Византийские войска разгромили вандалов в Северной Африке, захватили у вестготов часть Испании, покорили, хотя и не без труда, остготскую Италию. Задача облегчалась тем, что германцы были арианами, а численно преобладавшие местные жители — ортодоксальными христианами, как и византийцы. Поэтому местное население часто поддерживало новых завоевателей. Успехи Юстиниана произвели сильное впечатление на современников. Однако это потребовало чрезмерного напряжения сил империи. Когда Юстиниан умер, его наследник обнаружил пустую казну, разорённое население, обескровленную армию и сильных врагов на всех границах.

Окружение

Вскоре после смерти Юстиниана вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам всё новые и новые земли.

Тяжелейший удар империя испытала в VII веке, когда на её восточные границы неожиданно обрушились арабы. В течение нескольких лет Византия утратила свои самые богатые провинции: Египет, Сирию, Палестину. Арабы не раз осаждали Константинополь. В конце того же VII века на Дунае возникла Болгария, позже неоднократно угрожавшая Византии. Венгры, норманны, турки- сельджуки — кто только не тревожил границ империи!

Для защиты своих богатств Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был греческий огонь — зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых трубок на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Византия карта

Чем сложнее было положение империи, тем она больше зависела от искусства дипломатии — умения вести переговоры, заключать союзы, ссорить врагов друг с другом. Во всём этом хитроумные византийцы не знали себе равных. Многие правила византийской дипломатии были усвоены в Западной Европе и легли в основу современной дипломатии. Временами Византии удавалось вновь усилиться. Но с конца XII века императоры уже и не мечтали восстановить былую мощь, пытаясь сохранить хотя бы остатки прежнего влияния.

Взаимоотношения с восточными славянами

На протяжении своей тысячелетней истории Византия оказывала огромное воздействие на весь славянский мир, в том числе и на Русь. Уже в IX—X веках русские князья совершали военные походы на Константинополь, иногда терпели поражение, а иногда одерживали победы и получали с Византии богатую дань. Эти походы нельзя считать просто разбойничьими нападениями, ведь в Константинополе заканчивался торговый путь «из варяг в греки», вдоль которого возникло Древнерусское государство. Русь стремилась добиться для своих купцов выгодных условий. Не случайно одним из результатов походов князей Олега и Игоря было заключение торговых договоров в 911 и 944 годах.

Во второй половине X века в борьбе против болгар империя прибегла к помощи киевского князя Святослава. Когда Святослав, победив их, сам попытался утвердиться на Дунае, василевс вынудил его уйти, а затем натравил на него печенегов. В схватке с ними Святослав погиб.

В 988 году князь Владимир принял от Византии христианство. Договор был закреплён браком Владимира и сестры императора Василия II Анны. Принятие христианства сыграло огромную роль в истории Руси и способствовало дальнейшему развитию византийско-русских отношений. Русские князья нередко выступали союзниками императоров. В XI веке русская княжеская династия вновь породнилась с византийскими императорами: мать князя Владимира Мономаха была родственницей Константина IX Мономаха.

Принятие христианства способствовало быстрому распространению на Руси византийских церковных традиций и культуры. По греческим образцам, а часто и греческими мастерами строились, расписывались и украшались мозаиками церкви. Русские книжники переводили и использовали книги византийских авторов.

Византия 2

Античное наследие и христианство

В раннее Средневековье Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. На Западе многие достижения античности были уничтожены. Византия оставалась главной хранительницей культурного наследия и античного мира, и прилегающих к ней стран Востока. Но и её культура сильно изменилась под воздействием христианства. Античная мудрость теперь считалась языческой и приходила в упадок, её место занимало богословие.

Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому главной задачей зодчих стало создание соответствующего духу христианства внутреннего пространства (интерьера), внешний же вид здания считался менее важным. Интерьеру церкви следовало быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для прихожан. В IV веке, когда христианство было разрешено и начало испытывать потребность в храмах, таких зданий ещё не было, их только предстояло создать.

Сначала стали использовать уже имеющиеся здания — базилики, прежде служившие залами суда или торговли. Базилика — это прямоугольное здание, разделённое рядами колонн на три или пять проходов. Эти проходы называют нефами (от латинского «навис» — корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Средний неф обычно был шире и выше боковых. Чаще всего он перекрывался двускатной крышей, поддерживаемой деревянными стропилами.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом — апсидой, находился алтарь — наиболее почитаемая часть храма. На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники. Верующий, входя в базилику с запада, как бы вступал на путь спасения, который вёл к алтарю. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным — трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста — главного символа христианства.

Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Тогда зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии — Премудрости Божией.

Юстиниан задумал создать главный храм империи, который воплощал бы идею могущества его государства и торжества христианской веры. Им стал храм Святой Софии. Храм был сооружён всего за пять лет (532—537). Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесённый высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м.

Собор Святой Софии Константинополь
Собор Святой Софии в Константинополе (современном Стамбуле)

Как же удалось зодчим представить камень лёгким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов — треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю. Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами. Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчётом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. В конце X века послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «…не знали — на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Не случайно именно Софии — Премудрости Божией были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.

Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединённые арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырёх сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало её влияние, в том числе и на Руси.

Картина мира

Византийский храм восхищал современников не только совершенством своей архитектуры. Мраморные орнаменты пола, роскошные одеяния священников, гармоничное пение, тщательно продуманные церемонии религиозных обрядов — всё это глубоко воздействовало на верующих. Храм являл собой образ мира. Поскольку христианство видело в устройстве мира определённый порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его обычно помещали.

Прежде всего, глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу, олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взор обычно опускался на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше глаз переходил к эпизодам земной жизни Богоматери и Христа. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки, предсказавшие его пришествие; апостолы, его ученики; мученики, пострадавшие за веру в него; цари, его земные наместники; епископы, возглавлявшие его церковь. Существовали свои правила изображения святых и мучеников. Широко раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлинённые пропорции лица и фигуры — всё говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости. Все фигуры изображались лицом к зрителю: всюду верующий встречал обращённые к нему лики святых.

Размеры изображённых фигур зависели от их важности в христианской иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более крупно, чем остальные, а лишённые души башни или деревья — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

Мозаика, фреска, икона

От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоёмкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты. Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.

В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас.

Расцвет византийской иконописи относится к XII— XIV векам. Икона Владимирской Богоматери, один из знаменитейших шедевров той эпохи, тогда же была привезена из Византии на Русь. А позже, в XIV веке, на Руси творил величайший греческий художник Феофан Грек, принадлежавший уже не только византийскому, но и древнерусскому искусству.

Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии.

Юстиниан I

Предпосылки кризиса

Еще одним явлением того периода был упадок городов и перенос хозяйственной жизни в деревню при натурализации хозяйства. И хотя торговые связи Византии были еще обширными: с Востоком, с Франкским государством, особенно со славянскими странами – Болгарией, сербскими и хорватскими землями, с Велико-Моравской державой и Русью (через Херсонес), с народами Закавказья, с Северной Африкой, количество крупных городов сокращалось.

Образование славянских государств

К востоку от империи Каролингов и к северо-западу от Византии жили племена славян. Видимо, в первые века нашей эры предки славян занимали территорию от верхнего течения Эльбы (Лабы) до среднего течения Днепра. Все они говорили на одном языке, и, как считают многие учёные, с этим связано их самоназвание: славяне, словене — владеющие словом, понятной речью. Из первоначальных мест расселения славяне постепенно продвигались по разным направлениям. Часть переместилась к северо-западу, вдоль реки Эльбы, другая осваивала Восточно-Европейскую равнину, третья же, двигаясь на юг, в VI веке достигла Дуная — границы Византии. С этого времени упоминания о славянах появляются на страницах сочинений византийских и западноевропейских авторов.

По мере продвижения по разным направлениям группы славянских племён обособлялись друг от друга, разделившись на три ветви: западных, восточных и южных славян. Западные — это поляки, чехи и словаки, а также славяне полабские (жившие по реке Лабе) и поморские (жившие по побережью Балтийского моря). Восточные славяне — предки русского, украинского и белорусского народов. К южным славянам относились предки болгар, сербов, хорватов и некоторых других народов.

Занятия и устройство общества у славян середины I тысячелетия н. э. имели много общего с германскими: племенное устройство с важной, но уменьшавшейся ролью народного собрания, усиление власти военного вождя- князя, опиравшегося на дружину, набеги на соседей ради славы и военной добычи. Возникали объединения племён. Некоторые из них стали основой первых славянских государств. Раньше всего, в конце VII века, возникает Болгарское государство. В IX веке к северо- западу от него появляется Великая Моравия, к северо-востоку — Русь; в X веке — Чехия и Польша. Государства складываются также у сербов и хорватов.

Славянские государства возникали в условиях острого религиозного и политического соперничества между Франкской державой (а позже — Священной Римской империей) и Византией. Обе империи посылали миссионеров (религиозных проповедников, распространявших свою веру) в славянские земли. От того, в каком варианте, западном или восточном, будет принято христианство, во многом зависела судьба страны. Правители славянских стран были поставлены перед непростым выбором между Римом и Константинополем.

Великая Моравия и судьбы славянской культуры

Одно из древнейших славянских государств возникло в начале IX века на реке Мораве, где жило племя мораван, и вскоре значительно расширило свои пределы. Сначала Великая Моравия была тесно связана с империей Каролингов и в начале IX века даже приняла крещение по римскому обряду. Но франки хотели во всём подчинить Моравию. Князь Ростислав, стремясь сохранить самостоятельность, склонился к союзу с Византией. Он отправил посольство к василевсу с просьбой прислать учителей, которые просветили бы славян в делах веры. Тот направил в Моравию двух служителей церкви — братьев Константина (более известного под своим монашеским именем Кирилл) и Мефодия. Оба хорошо знали язык славян.

karta моравия

Чтобы учить славян вере, нужно было перевести Библию и богослужебные книги на славянский язык. Но какими буквами записать перевод? Ни в латинском, ни в греческом языке нет букв, соответствующих шипящим и свистящим звукам славянского языка. И братья решили создать для славян особое письмо. Ещё до прибытия в Моравию они придумали первый славянский алфавит, получивший название глаголица. Ею братья записали свой перевод Евангелия. Однако глаголица с её непривычными начертаниями букв оказалась неудобной, и постепенно её вытеснил другой алфавит. Его создали позже ученики Кирилла и Мефодия на основе греческого письма и назвали в честь учителя кириллицей. Это и есть тот алфавит, которым до сих пор пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы.

В 863 году Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию. Они успешно проповедовали и продолжали работу над переводом Библии. Но после смерти братьев их ученики из-за козней немецкого духовенства были изгнаны из Великой Моравии, однако продолжили дело учителей в Болгарии, Сербии и Хорватии. Вскоре славянская письменность проникла и на Русь.

Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности, их деятельность как религиозных просветителей и перевод Библии имели огромное значение для всей славянской культуры. В конце IX века Великая Моравия распалась, вскоре значительная её часть попала под власть венгров. Но благодаря деятельности Кирилла и Мефодия эта держава успела оставить свой след в истории.

моравия 3

Болгарское царство

В VI—VII веках южные славяне пересекали Дунай и оседали на территории Византии. В 681 году славян, живших по нижнему Дунаю, объединили под своей властью пришедшие с востока болгары — кочевники тюркского происхождения. Появилось мощное государство, известное под названием Первое Болгарское царство. Название и правящую династию оно унаследовало от завоевателей, но сами они растворились среди многочисленных славян.

Соседство с Византией способствовало развитию Болгарии, особенно после того, как в 864 году князь Борис принял от византийцев христианство. Византия не требовала, чтобы языком богослужения был греческий. Вся христианская литература переводилась на славянский язык и записывалась кириллицей, что способствовало расцвету древнеболгарской литературы.

Сын Бориса Симеон (893—927) первым среди славянских правителей принял титул «царь» (от латинского слова «цезарь» — император), уравнивавший его с правителями Ромейской державы. Около 30 лет он воевал с ромеями и заметно расширил границы своего царства, но бесконечные войны истощили Болгарию. Позже в её отношения с Византией вмешался русский князь Святослав, нанёсший болгарам несколько поражений. С севера страну опустошали венгры, с востока — кочевники-печенеги, на юге вновь усилилась Византия. В 1014 году василевс Василий II разгромил болгар и жестоко расправился с пленными, получив прозвище Болгаробойца. Болгария надолго попала под власть Византии. На этом кончается история Первого Болгарского царства. В конце XII века Болгария восстала и вернула себе независимость, но Второе Болгарское царство никогда не достигало такого могущества, как Первое.

Чехия

После распада Великой Моравии славянское племя чехов, жившее на реке Влтаве (приток Эльбы), подчинило своей власти соседние племена. Ещё в конце IX века чешский князь со своей дружиной принял крещение по римскому образцу. Новая вера стала распространяться среди его подданных, однако язычество ещё долго сохраняло свои корни.

В церковном, а отчасти и в политическом отношении Чехия зависела от соседней Германии. В XI веке страна официально вошла в состав Священной Римской империи, но при этом сохранила значительную степень самостоятельности. В 1085 году князь Вратислав II получил от германского императора королевскую корону, а в XII веке этот титул стал переходить по наследству. Чехия обладала немалым весом в делах империи и всей Европы.

Польша

В Польше ядром формирующегося государства стало объединение племён полян в районе города Гнёзно. Здесь возникло княжество, подчинившее в IX—X веках земли по рекам Висла и Одер. В 966 году князь Мешко I принял христианство в его римском варианте. В 1000 году в Польше появилось своё архиепископство с центром в тогдашней столице Польши — Гнезно. Теперь польская церковь стала полностью независимой от немецкой и напрямую подчинялась Риму. Сын Мешко I Болеслав I Храбрый объединил все польские земли и в 1025 году принял королевский титул.

Германские императоры с большим почтением относились к огромной Польской державе. Однако после смерти Болеслава его наследники утратили многие завоёванные земли, а в XII веке, как и соседняя Чехия, Польша вступает в период политической раздробленности.

Таким образом, с VII по X век в Центральной Европе и на Балканском полуострове возникло несколько сильных славянских государств, правители которых, а вслед за ними и их подданные приняли христианство либо в западном, либо в восточном варианте. Принятие христианства сыграло огромную роль в истории славянских стран, включив их в семью христианских народов Европы, укрепив княжескую власть, заложив основы последующего развития культуры. Христианство принималось в условиях острого соперничества между Римом и Константинополем: это был выбор и политической ориентации, и письменности, и культурных традиций. В Чехии, Польше, Моравии, Хорватии возобладали католицизм и латинская письменность, в Болгарии, Сербии и на Руси — православие и кириллица. В первом случае славянские страны оказались включёнными в тесные связи со Священной Римской империей, во втором — с Византией.

Список использованной литературы

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 14-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. История Средних веков. (2-е изд.).
  3. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков. Учебник для VII класса средних учебных заведений. — 4-е изд.- Москва: МИРОС; КД «Университет», 1998.
  4. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 15-е изд. М.: Русское слово, 2012. Брандт М.Ю. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 8-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2008.
  5. Большаков О. Г. История Халифата. М., 2000.
  6. Всемирная история в шести томах / Гл. ред. А.О. Чубарьян. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. тома П. Ю. Уваров. Москва, 2012.
  7. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 9-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  8. Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века. М.: Просвещение, 2011.
  9. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Баласс, 2011.
  10. Девятайкина Н. И. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. М., 2002.
  11. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. М.: Русское слово, 2012.
  12. Искровская Л.В., Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. / Под ред. Мясникова B.C. История Средних веков. 6 кл. М.: Вентана-Граф, 2011.
  13. История Востока. В 6 т. Том 2. Восток в средние века / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна. М., 2002.
  14. История Востока. В 6 т. Том 3. Восток на рубеже Средневековья и нового времени, XVI — XVIII вв. / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна, Н.И. Иванова. М., 2002.
  15. История Европы: в 8 т. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992.
  16. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Разные издания.
  17. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Дрофа, 2013.
  18. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Мнемозина, 2012.
  19. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. – М.: Дрофа, 1999.