Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX — начале XX в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования

5049

XIX век  сегодня бесспорно признается «золотым веком» русской литературы. Его вторая половина явила собой имена мирового значения. Великие писатели и публицисты, философы, музыканты, ученые сделали это время эпохой пробуждения русской мысли во всех сферах ее проявления. Это было время «Могучей кучки»  и «Передвижников», время блистательного ампира и возрождения старовизантийского стиля.

Литература

Огромное значение в общественной и культурной жизни России второй половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит к началу XIX в. — эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «золотого века». Взгляды русских писателей во многом определяли обществен­ное сознание населения России того времени. Ведущим направлением в литературном творчестве был кри­тический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева. И. А. Гончарова. Л. Н. Толстого. Ф. М. До­стоевского. М. Е. Салтыкова-Щедрина. А. П. Чехова и др. Одним из писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев. Журнал «Современник» печатал его рассказы, посвященные русской деревне, впоследствии вся серия была издана в одной книге, получившей название «Записки охотника».

Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворян­ское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновении между переживающим кризис дворянским сословием и ноной генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрица­ние («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.). Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И.А. Гон­чарова — романы «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история». На середину столетия приходится начало литературной дея­тельности русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказ­ские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. Тол­стой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869 гг.).

Собственный опыт участия в Крым­ской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события 1812 г. Следующий роман Л. Н. Толстого — «Анна Каренина» (1874-1876 гг.). В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социаль­ных и нравственных вопросов современности. Третий важный роман писателя — «Воскресение» (1889-1899 гг.). Драматургия второй половины XIX и. была представлена пьеса­ми А. Н. Островского («Свои люди — сочтемся», «Доходное место», Женитьба Бальзаминова», «Грот» и пр.) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

Важное место в литературе 1870-х гг. занимает М. Е. Салты­ков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Одно из лучших произведений М. И. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» повествует о по­степенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. В ро­мане Показаны ложь и абсурд, лежащие в основе отношений внутри  дворянского семейства, что и приводит их в конечном итоге к гибели. Мастером психологического романа был Фёдор Михайлович До­стоевский. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновен­ной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда  ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание». «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»).

Новым этапом в развитии реализма в русской литературе было творчество Антона Павловича Чехова. Талант А. П. Чехова проявился прежде всего в небольших по объему рассказах. Им были также соз­даны и пьесы («Три сестры» 1900 г., «Вишневый сад» 1903 г.). Вершиной русской поэзии второй половины XIX в. стало творче­ство Николая Алексеевича Некрасова. Главной темой ею произведе­ний было изображение жизненных тягот трудового народа. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достат­ке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина — таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». 1866-1876 гг.) Свою поэтиче­скую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Кроме того. Н. А. Некрасов известен своей издатель­ской деятельностью. Он издавал журналы «Современник», «Оте­чественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих впоследствии знаменитых русских писателей.  В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, сюда принёс свои первые рассказы И. С. Тургенев, увидели свет произведения Гончарова, Белинского, Герцена, Чернышевского и др. Особое место в литературе второй половины XIX в. занимает ли­рика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютче­ва. А. А. Фета. А. Н. Майкова.

Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на ру­беже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую куль­туру Максим Горький (Алексей Максимович Мешков). Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. Так, его роман «Мать», повествующий о жизни рабочей семьи, несомненно, призван был сыграть роль пропагандистского памфлета, настроить читателя на определенные политические идеи. В тоже время нельзя сводить всё творчество А. М. Горького только к узкому политпросвету. Непреходящее значение имеют его «Песнь о Буревестнике», автобио­графическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина». Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыгра­ли В. Г. Короленко («История моего современника» 1906-1922 гг.), Д. Н. Андреев («Красный смех» 1904 г., «Рассказ о семи повешенных» 1908 г.). А. И. Куприн («Олеся» 1898 г.. «Яма» 1909-1915 гг., «Грана­товый браслет» 1911 г.). И.А. Бунин («Антоновские яблоки» 1900 г., «Деревня» 1909-1910 гг.) и т.д.

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Кри­тический реализм поэтов второй половины XIX в. сменяется новаторской поэзией «Серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды тот времени было возникновение худо­жественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890-1900 гг. В первую генерацию символистов во­шли Д. С. Мережковский, 3. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов. Ф. Сологуб. Ко второй относят А. А. Блока. А. Белого. В. И. Иванова. Блестящим поэтом среди символистов был Александр Александро­вич Блок. Его «Стихи о Прекрасной Даме» воплощают в себе лучшие черты поэзии Серебряного века. Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя впоследствии ему с трудом удавалось вписываться в реалии нового миропорядка. Им была написана первая поэма об Октябрьской революции — «Двенадцать» (1918 г.). По-символистски многозначная, наполненная мистическими образами, так не похожая на то, что писали о революции в дальнейшем, она стала значительным явлением в русской литературе.

Позже из символизма выделилось новое поэтическое направ­ление — акмеизм (от греч. акте — острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество М. С. Гумилёва, ранние произведе­ния О.Э. Мандельштама. А. А. Ахматовой.  Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, полу­чившее название футуризм. Для футу­ристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов ( В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных, братья Бурлюки, Игорь Северянин, В. Хлебников. Б.Л. Пастернак), характерны сме­лые эксперименты со словом, с поэтической формой. Творческий по­иск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

Дух свободы

Отмена крепостною права, либеральные реформы, проведенные В течение 60-70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношении в России, активизировали процессы обще­ственного развития в целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры, изменения в системе управления предопреде­лили необходимость совершенствования системы образования. Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифе­стом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида:

1) зем­ские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений;

2) церковные школы;

3) народные училища Министерства Народного просвещения.

Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на два типа. Классические гимназии — в них основной упор делался на изучение предметов гу­манитарного цикла и прежде всего «классических» языков (древне­греческого и латыни). В гимназиях в основном учились дети дворян и чиновников. Программа реальных училищ отличалось от гимназиче­ской большим вниманием к естественнонаучным предметам: мате­матике, физике, химии. Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища готовили к поступле­нию в технические высшие учебные заведения. В 1896 г. были созданы еще и коммерческие училища.

%d0%b3%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b0%d0%b7%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%ba%d0%b8-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%b0-20%d0%b2

Гимназистки. Фотография рубежа XIX-XX вв.

Большие успехи были сделаны в сфере женского образования. Во второй половине XIX в. во многих уездных городах появляются женские прогимназии и гимназии. К началу 1860-х годов в стране было уже семь университетов: в Москве, Санкт-Петербурге. Дерите (Тарту), Вильно, Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в Одессе, Вар­шаве, Томске. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по самоуправлению. По­мимо классических университетов, увеличилось количество высших технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге, Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление высшего женского образования (до этого в высшие учебные заведения при­нимали только мужчин).

Открываются высшие женские курсы. Наи­большей известностью пользовались курсы профессора В. И. Герье. основанные в 1872 г. в Москве, и знаменитые «Бестужевские курсы» (названные так по имени их официального руководителя историка. профессора К. Н. Бестужева-Рюмина) в Петербурге (1878 г.). Родоначальником научной педагогики в России стал Констан­тин Дмитриевич Ушинский. Сторонник демократизации народного образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего обучения. Ушинский написал тру­ды по педагогике и учебники для школ. Много сил отдал развитию педагогики Л. Н. Толстой.

Безграмотность и наука

Особенностью русской культуры второй половины XIX в. было то, что относительно низкий уровень элементарной грамотно­сти подавляющего большинства населения сочетался в России с необыкновенно высокими темпами развития отечественной науки, которая достигла в это время больших успехов. Особенно широкую известность в мире получили исследования в области естествозна­ния. Основоположником отечественной школы физиологии стал И. М. Сеченов. Его труды, посвященные изучению головного мозга и нервной системы, явились крупным вкладом в биологию. Рабо­ты по теоретическому и экспериментальному изучению физиологии высшей нервной деятельности были продолжены крупным отечест­венным ученым, лауреатом Нобелевской премии, академиком Петербургской АН Иваном Петровичем Павловым, установившим при помощи разработанного им метода условных рефлексий, что в осно­ве психической деятельности лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Нобелевским лау­реатом стал и Илья Ильич Мечников — автор трудов по иммунологии, проблемам старения, патологии, сравнительной эмбриологии Крутим вопросам, имеющим важное значение для развития биологии и медицины. Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. В Казанском университете была создана целая научная школа, осно­вателем и идейным руководителем которой был знаменитый ученый, академик Александр Михайлович Бутлеров, создатель теории хими­ческого строения веществ, согласно которой свойства веществ опре­деляются порядком связей атомов в молекулах. Теория эта является одной из фундаментальных основ современной органической химии.

Еще более значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева — ученого, открывшего один из основных законов не только химии, но и всего естествознания — периодиче­ский закон химических элементов. Создание получившей мировую известность петербуржской мате­матической школы связано с именем академика П. Л. Чебышева. Гру­ды Чебышева посвящены самым разным областям математики. Многие фундаментальные открытия ученого обусловлены прикладными исследованиями. В сфере его внимания находились вопросы теории механизмов, теория чисел, теория вероятностей и пр. Среди учени­ков П.Л. Чебышева наибольшую известность получила С. В. Кова­левская — первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН.В физике конец XIX — начало XX вв. были отмечены целым рядом блестящих открытий, оказавших огромное влияние не только на раз­витие фундаментальных теоретических исследований, но и на техни­ческий прогресс.

Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был от­крыт первый закон фотоэффекта, сделан существенный вклад в тео­рию газового разряда. Талантливый русский электротехник П. И. Яб­лочков изобрел дуговую лампу, чем положил начало практическому применению электричества для освещения. Однако наибольшего успеха в этом направлении добился А. Н. Лодыгин — изобретатель лампы накаливании. В один ряд с ним может быть поставлен основоположник радиосвязи — А. С. Попов. А.Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Бум самолето­строения в России пришелся на второе десятилетие XX в., когда необ­ходимость строительства авиации подогревалась, помимо прочего, еще и военными нуждами. Теоретические основы авиастроения были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского, талантливо­го инженера и изобретателя, основоположника современной аэроди­намики. Поистине фантастическими могли казаться современникам идеи К.Э. Циолковского, впервые предложившего проект освоения околоземного пространств  с помощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями. Особое место в русской науке рубежа веков принадлежит В.И. Вернадскому. Для его деятельности характерны широта науч­ных интересов, междисциплинарный подход к научным проблемам, философский, глобальный взгляд на перспективы развития челове­чества. Он стал родоначальником геохимии, биогеохимии, радио­геологии. Им было разработано учение о ноосфере— новом эволюционном состоянии биосферы (охваченной жизнью поверхности Земли), при котором одним из решающих фак­торов ее развития становится разумная деятельность человека.

Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. Весомый вклад в развитие географии и этнографии был сделан акаде­миком П.П. Семёновым-Тянь-Шанским. Он исследовал Тянь-Шань, был инициатором нескольких экспедиций в Центральную Азию и главой Русского географического общества. Изучению просторов Центральной Азии посвятил жизнь Н.М. Пржевальский. Им были открыт ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных: дикий верблюд и дикая лошадь (названная в честь него лошадью Пржевальского).

Много лет прожил среди папуасов Новой Гвинеи русский этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай. Собранные им материалы являют собой бесценный источник знаний о быте, верованиях и обы­чаях жителей Океании. Во второй половине XIX в. была написана одна из самых полных и Подробных «История России с древнейших времен» в 29-ти томах. Автором ее был выдающийся русский историк, академик Сергей Михайлович Соловьёв. Крупным историком, талантливым ученым и блестящим лектором был академик Василий Осипович Ключев­ский. Событием в культурной жизни России явился выход «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. В словаре содер­жится около 200 тыс. слов. Наряду с лексикой литературного языка XIX в. в нем представлены областные слова, специальная терминология, кроме того около 30 тыс. пословиц и поговорок. Изучением русской словесности занимался собиратель русских народных сказок Л. Н. Афанасьев.

Общественная мысль на рубеже веков

%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%b47Сложные социальные процессы, охватившие Россию в кон­це XIX — начале XX вв., нарастающая политическая нестабильность, поиск путей дальнейшего развития страны сделали особенно актуальным обсуждение вопросов обществоведческого характера. В него включились представители самых разных научных специальностей и идейных течений. Важным фактором идейного развития России явилось распространение марксизма. Крупнейшими теоретиками русского марксизма были лидеры социал-демократического дви­жения В. И. Ленин. Г. В. Плеханов, П. И. Бухарин. На позициях «ле­гального марксизма» изначально стоял и известный русский философ П. А. Бердяев, перешедший затем к богоискательству в духе религи­озного экзистенциализма, и экономист М. И. Туган-Барановский. Наиболее значительными из немарксистских мыслителей были со­циолог П. А. Сорокин, эмигрировавший после революции из страны и ставший профессором Гарвардского университета; экономист, фи­лософ и историк, один из лидеров партии кадетов П. Б. Струве. Яркой и самобытной была русская религиозная философия. Наиболее зна­чительные ее представители — это В.С. Соловьёв и С. Н. Трубецкой.

Изобразительное искусство

Пути развития русского искусства второй половины XIX в. во мно­гом совпадают с движением развития литературы. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма. Одним из первых мастеров этого направления был Василий Гри­горьевич Перов. Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа, изложен­ные языком живописи. Также он был талантливым портретистом. К 1860-1870-м гг. относятся замечательные портреты Ф.М. Досто­евского, А. Н. Островского, И.С. Тургенева. Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искус­ством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г группа студентов-выпускников отказалась писать программные кар­тины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого вы­брать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крам­ским, не окончив официально курса, покинули Академию, образо­вав «Петербургскую артель художников».

В 1870 г. уже в Москве. И.Н. Крамской, В. Г. Перов. Н.Н. Ге и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарище­ство устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриком, А. К. Саврасов. И. И. Шишкин, А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н.А. Ярошенко и др. Общепризнанным идейным лидером этого объединения был Иван Николаевич Крамской. Крупнейшая работа И.Н. Крамско­го — картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Также он был прекрас­ным портрет истом. Им созданы портреты писателей Л. Н. Толстого. М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменито­го коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка», написанная художником в 1883 г..

Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина, художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и по­казавшего картины войны в ее непарадных проявлениях («Апофеоз войны», 1871 г., «Балканская серия» 1877-1881 гг.). Небывалого расцвета достиг пейзаж. Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного искусства. Совершенствовались выразительные средства, развива­лась техника. Пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. — это живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Мастерами пейзажа в России были А. К. Савра­сов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин («Рожь» 1878 г., «Утро «сосновом бору» 1889 г.), Л. И. Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь па Днепре» 1880 г.), В. Д. Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И. И. Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Буль­вар капуцинок» 1906 г.) и пр.

apofeoz

В.В. Верещагин. Апофеоз войны, 1871

Вершины реалистическое искусство второй половины XIX в. до­стигло в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Одна из первых больших работ Репина — картина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) име­ла большой успех. На протяжении всей жизни он писал и портреты. Им создана целая портретная галерея современников: русского тожественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей  А.Ф. Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы А. Стрепетовой. Величайшими произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» 1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.). «Торжественное заседание Государственною сове­та» (1903 г.).  Историческая живопись нашла свое выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова. В истории художника более всего ин­тересовали люди: народная масса и сильные яркие личности («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова»). К позднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход А. В. Суворова че­рез Альпы» (1899 г.). «Степан Разин» (1907 г.). Кроме В. И. Сурикова, картины на исторические темы писал В.М. Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Алёнушка» (1881 г.), особенно ярко соедине­ние эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

Учеником И. Г.. Репина был Валентин Александрович Серов — одни из величайших русских живописцев, расцвет таланта которою пришелся на рубеж веков. К лучшим произведениям раннего периода его творчества относится «Девочка с персиками» (1887 г.). Как и большинство художников своего времени, В. А. Серов проявлял интерес к портретной живописи. Им создано большое количество живописных и графических портретов его современников (портре­ты художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, актрисы М. Н. Ер­моловой. писателей А. П. Чехова. А. М. Горького и др.). Творче­ство В. А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начав как реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции, заданной художниками второй половины XIX в. В начале XX в. определяющим становится стиль модерн, проявившийся во всех областях художественного творчества. Он выразился в отходе художников от социально значимой тематики и образной системы критического реализма. Для модерна характерно утверждение идеи самодовлеющей ценности искусства («искусство для искусства») и определяющего значения эстетической составляю­щей художественного творчества. Отсюда проистекает частое соеди­нение символической идеи и декоративного мотива, преобладание плоского цветового пятна, гибкой линии, которые не выделяют объема, а сливают их с плоскостью, выдвигая и качестве определяющей мри построении композиции декоративно-узорное начало.

Влияние модерна сказывается в исторических полотнах В. А. Серова («Пётр I» 1907г.). Однако наиболее сильно отход от классических канонов про­явился о картине «Похищение Европы» (1910 г.). В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объ­единение, получившее название «Мир искусства». Во главе образо­вавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дяги­лев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере. К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал пол тем же названием. В объединение входили очень многие худож­ники: М. А. Врубель, В. А. Серов. И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А.   П. Рябушкин, Н.К. Рерих. Б. М. Кустодиев. 3. Е. Серебрякова. К.С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира  искусства» являет собой русский вариант модерна. «Мирискуссники» отстаивали свободу индивидуального творчества.

voskres1

И. Левитан. Над вечным покоем, 1894г.

Главным ис­точником вдохновения признавалась красота. В поисках прекрасно­го художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаю тех к памятникам прошлого, для них социальные проблемы в истории те­ряют первостепенное значение, ведущее место в творчестве занимает и отражение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей. Изящество галантного XVIII в.. прихотливость и некоторая театральность барокко, изысканная красота придворного быта стали темами для работ А. Н. Бенуа («Прогулка короля» 1906 г.). Е. Е. Лан­сере («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1905 г.), К. А. Сомова («Прогулка маркизы» 1909 г., «Зима. Каток» 1915 г.). Мир древнерусской истории был представлен в работах А. П. Рябушкина («Московская улица XVII века в праздничный день» 1895 г.. «Свадебный проезд в Москве. XVII столетие» 1901 г.), Н. К. Рериха («Заморские гости» 1901 г.), М. В. Нестерова («Великий постриг», «На Руси»). Много работали художники «Мира искусства» для театра. Вы­дающиеся театральные декорации для «русских сезонов», которые устраивал в Париже С. П. Дягилев, создал Л.С. Бакст.

Значительную роль в развитии русского модерна сыграл Аб­рамцевский художественный кружок, в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции. Центром объединения стал известный предприниматель и меценат С. И. Ма­монтов, оказывавший материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь их творческие замыслы. Художники собирались в подмосковном имении С. И. Мамонтова Абрамцево, где им были созданы условия для работы. Членами кружка были   скульптор М.М. Антокольский, В.М. и Л.М. Васнецовы, К.Л. Ко­ровин, И И. Левитан, В. М. Нестеров, В.Д. Поленов. В.А. Серов. Членом абрамцевского кружка был один из интереснейших рус­ских художников М. А. Врубель. Таинственность, мистичность, зага­дочность полотен Врубеля («Демон» 1890 г., «Царевна-лебедь» 1900 г.), особая техника живописи, в основу которой был положен резкий, ломающийся штрих, расчленение объема на множество пересекаю­щихся граней и плоскостей, мозаичный мазок сближает творчество художника с установками представителей символизма. Возникновение художественных объе­динений является обшей тенденцией как для литературы, так и для изобразительного искусства.

Большую роль в развитии изобразительного искусства начала XX в. сыграли «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.  Начало XX в. — время развития и становления русского модернизма, представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм н г. п. Для модернизма характерно отрицание опыта традиционно­го искусства. Уже в конце XIX в. многие художники начали поиски нетрадиционных форм, но до начала XX в. они не были стать радикальным. Если художники русского модерна искали в прошлом ис­точники истинной красоты и вдохновения, то модернизм решительно порывал с ним. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства — авангардом. Виднейшими представителями авангарда были родоначальник абстрактного ис­кусства В. В. Кандинский («Импровизации № 7» 1910 г.. «Смутное» 1917 г.), М. 3. Шагал («Автопортрет с семью пальцами» 1911 г., «Над городом» 1914 г.). П.А. Филонов («Пир королей» 1913 г.. «Кресть­янская семья» 1914 г.) и К С. Малевич, основатель супрематизма — художественного направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. В картинах Ма­левича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С. Малевича — «Чёрный квадрат» (1913 г.) — стало идейным манифестом супрематизма.

Архитектура

Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Един­ство стиля, соблюдавшееся до второй половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом стала стилизация — возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох. Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (1818-1858 гг.), строительством которого занимался О. Г. Монферран. В псевдовизантийском стиле работал К . А Тон, которому принадл­ежит проект храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлев­ского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и москов­ского соответственно в Москве и Петербурге.  Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А. Л. Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге). А. А. Семенова и О. П. Шервуда (Исторический музей в Москве). Для псевдорусского стиля харак­терно широкое использование декоративных элементов архитекту­ры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних объемов.

473d15e2f99281be471841d8001af152

О. П. Шервуд. Здание историческго музея в Москве, 1897 г.

Важной вехой в развитии архитектуры начала XX в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Дли модерна характерно соедине­ние всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля ценной эстетической среды, в котором все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф.О. Шехтеля (особняк С.П. Рябушинского 1902 г.).  Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строи­тельство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре второй половины XIX в. было появление нового типа зданий — доходных домов, т.е. многоквартирных, как правило, многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем.

В скульптуре второй половины XIX в. наиболее интересно твор­чество М.М. Антокольского. Небольшие по размерам, камерные, станковые работы Антокольского отличаются большой выразитель­ностью. В портретах великих личностей прошлого («Иван Грозный» 1870 г., «Петр I» 1872 г., «Умирающий Сократ» 1875 г., «Спиноза» 1882 г.) отсутствие внешней монументальности было оправдано тон­ким психологизмом и убедительностью образов, воссозданных ма­стером по документальным свидетельствам с большой долей худо­жественною вымысла. В 1880 г. в Москве был установлен один из первых памятников А.С. Пушкину, создателем которого был скульптор А. М. Опекушин. Наиболее крупными скульпторами рубежа ХIХ-ХХ вв. были П. П. Трубецкой и С. Т. Коненков. Самой известной работой П. П. Трубецкого является бронзовый памятник Александру III. Тру­бецкому удалось точно передать характер Александра — императора, поставившего главной целью своей жизни сохранение незыблемости традиций российского самодержавия. Тяжеловесная внушительность крупной фигуры царя, сидящего на столь же тяжеловесном коне, являло собой образ давящей грубой силы, грозного величия. Творчество С.Т. Коненкова весьма разнообразно. Наряду с остросоциаль­ными темами («Портрет рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина» 1906 г.), его внимание привлекала славянская мифология, русский фольклор, сказки («Стрибог» 1910 г., «Старичок-полевичок» 1910 г.).

Театр на рубеже веков

Больших высот во второй половине XIX — начале XX вв. достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли сущест­венные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А. Н. Островского. А. П. Чехова. А. М. Горько­го), открываются новые театры, в том числе и в провинции. Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ). Создателя­ми театра были К.С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка. Островско­го и др. Всемирную известность получили система работы актера над образом, разработанная К С. Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: актриса московского Малого театра М. Н. Ермолова, петербургского Александрийского театра П. А. Стрепетова, актер МХТ В. И. Качалов и др. В конце XIX в. в русскую культуру входит кино. Первые киносе­ансы в Москве и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпу­шена первая русская игровая картина «Стенька Разин». Появились кинорежиссеры и актеры. Известными актерами стали И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен.

Музыка

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская на­циональная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетии стал М. И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки», творческого союза выдающихся рус­ских композиторов, сложившегося в 1862 г. в Петербурге. В группу вошли: М. А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М. П. Мусоргский. А.П. Бо­родин. П.А. Римский-Корсаков. Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укреп­ление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сфе­рой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Му­соргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Пётр Ильич Чайковский — создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г.. «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая кра­савица» 1889 г.. «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений. На рубеже веков русская музыка была обогащена приходом и нее новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором мону­ментальных симфонических произведений и балетов был А.Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, со­временной симфонической музыки считается композитор и пианист Л.Н. Скрябин.

Неповторимым своеобразием и оригинальностью отнимались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера. Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русско­го музыкального театра — оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперною баса Ф. И. Шаляпина, балетмейстеров и танцовщиков М. М. Фокина, II.Ф. Нижинского, балерины А. П. Павловой получили широкую известность как в России, так и за рубежом. Большое значение для рас­пространения и популяризации русского искусства в Европе имели  «Русские сезоны» — гастроли русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в Париже и Лондоне (1908-1914 гг.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *