Древний Египет: Общество и Создание государства.

maxresdefault

Более 5 тысяч лет назад появились государства. Во главе государства обычно стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем в свою очередь передавал её сыну. Каждое царство имело определённую территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя и находилась казна. Чтобы подсчитывать хранившиеся в казне сокровища и записывать царские приказы, была изобретена письменность.

egypt03301

Люди научились орошать поля, осушать болота, выращивать обильные урожаи. Но не все в одинаковой мере пользовались результатами этих достижений: одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.

Государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием. Особенно успешно люди занимались земледелием возле больших рек, где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи. Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил.

В Северо-Восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире — Нил.

По берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник — папирус. Из пего делали похожий на бумагу писчий материал, который тоже называют папирусом. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, удода и пеликана, уток и гусей. Где вода — там и жизнь.

Течение Нила встречало на своём пути пороги — каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник — дельту. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени — оазисы. Там росли пальмы и кустарник вокруг воды, бьющей ключом из-под земли. Египет — так называется страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

Истоки Нила находятся в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся с собой ил — частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Каждый год в июне начинался разлив Нила. Накануне разлива ширина реки уменьшалась наполовину. Чёрную землю иссушало солнце, листья покрывал густой слой пыли. Всё живое изнемогало от жажды. Дождей в Египте почти не бывает. Но вот в Ниле прибывала вода, река становилась мутно-зелёного, а затем красного цвета. Вода поднималась с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Нил оживлял землю, жаждущую влаги. Взрослые и дети резвились в освежающих водах огромной реки. Широкие волны влекли за собой рыб, сверкающих чешуёй. Над ними кружили стаи птиц.

0_1abb4e_4c8e196f_orig

Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега и вода снова становилась голубой и прозрачной. После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Вот почему почва в долине Нила мягкая, жирная. Её легко обрабатывать даже простой деревянной мотыгой. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам её не обрабатывал, — ремесленников, воинов, слуг и приближённых правителя Египта.

Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств. Они постоянно воевали между собой — каждое стремилось покорить соседей. В конце концов долина Нила оказалась поделённой на два больших царства: в низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше но течению — Южный Египет. Царь Южного Египта носил белую корону, похожую  на высокий шлем. Корона царя Северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади.

Между двумя царствами шли ожесточённые войны. Об этих войнах рассказывает знаменитый египетский рельеф — выпуклое изображение на камне. На нём изображён царь в короне Южного царства, замахнувшийся на своего противника. Примерно за три тысячи лет до нашей нашего времени. эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону: одна как бы вставлена в другую. Повелителей всего Египта называют фараонами. Столицей египетского государства стал город Мемфис.

giza1

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

На службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хорошо обученное войско. На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли большинство египетского парода. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов. Земледельцы платили налоги — отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота. Огромного труда требовало орошение полей.

На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Благодаря насыпям вся страна (если представить, что смотришь сверху) была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей, удалёнпых от Нила, копали каналы.

Из выращенного зерна женщины приготовят муку, растирая его между двумя камнями. Из муки замесят тесто и в горячей золе напекут лепёшек. Дерева в Египте мало, потому детей посылают собирать сухую траву, сучья и навоз, который сушат и тоже используют как топливо для очага. На обед, кроме лепёшки, может быть одна-две луковицы, подсушенная на ветру и солнце рыба, а иногда сладкие плоды — финики, инжир, виноград. По праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и виноградное вино.

Дом простого египтянина — из тростника, обмазанного илом, вместо крыши — тростниковая циновка. Двери тут редко запирают — красть всё равно нечего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная посуда. А вот и хозяева — одежды на них совсем немного: ведь очень жарко. Однако они любят всяческие украшения и амулеты — мелкие предметы (просверлённые камешки, раковины, бусы, фигурки, например карлика Беса с безобразным лицом и кривыми ногами), которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий. Египетский художник, живший четыре тысячи лет назад, изобразил строительство дома. Один человек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину; остальные делают кирпичи, носят их на коромысле, выкладывают стену и следят, чтобы она стояла ровно.

5_egipetskiy_plug-650x515

В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители — всех мастеров трудно даже перечислить. Писцов также можно видеть па древнеегипетских изображениях. Па коленях они держат листки для записей. В правой руке у них тростинка для письма, а запасные тростинки — за ухом. Писцы очень нужны вельможам и  фараону. Они сосчитают и запишут всё, что им прикажут: сколько собрано зерна, каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать.

А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу: саранча и гусеницы испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и палками — горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога.

Жизнь египетского вельможи

Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью  и прохладой. Одежда вельможи — из тонких льняных тканей. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями. В комнатах у него — удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы.

В надписях на стенах гробницы перечисляются разные яства, которые приносили вельможе при жизни и должны давать ему после смерти: всевозможные виды хлеба и печенья, жареная птица, мясо, фрукты и сладости, разные сорта пива. Развлекают вельможу музыканты и красивые танцовщицы. Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему  даже не нужно ходить пешком за пределы дома. Рабы носят его на специальном кресле. В гробницу ставили и маленькие фигурки работников. Египтяне верили, что они оживут, и будут трудиться в «стране мёртвых» на своего господина.

egiptdrevistoriyapismenn1

В надписях на стенах гробниц вельможи рассказывали о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны. Они надеялись, что в «стране мёртвых» сохранят своё высокое положение и будут жить счастливо. Фараон давал вельможам различные поручения.

Один распоряжался работами в царских каменоломнях, откуда привозили строительный камень. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона.  

Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражники, а также писцы, которые вели учёт добычи или налогов.  Во время торжественных приёмов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. К правителю Египта приближались, подняв руки в знак обожания. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».

Все почести, которыми фараон одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стене своей гробницы. Часто знатные египтяне униженно называли себя ничтожными людишками, которые всем обязаны лишь благодеяниям фараона.

Египетский вельможа Синухет сопровождал сына фараона во время военного похода. Он случайно узнал, что в лагерь прибыл гонец, сообщивший о смерти владыки Египта. Сын фараона тотчас же помчался в столицу, опасаясь, что кто-нибудь из братьев захватит престол. Сам же Синухет испугался, что между наследниками фараона начнётся война, в которой он может погибнуть, и бежал из Египта. Он долго шёл по пескам азиатской пустыни, задыхался от жажды, его горло пылало, и думал он: «Это вкус смерти».

Но потом встретил Синухет пастухов, которые отвели его к местному князю. Тог полюбил его, поставил во главе войска и отдал свою дочь в жёны. Однажды некий силач вызвал пришельца на единоборство — тот, кто победит в этой схватке, заберёт весь скот и имущество побеждённого. Синухет принял вызов. Всё племя собралось смотреть на этот поединок. Противник выпустил несколько стрел, но промахнулся. А когда он подошёл ближе, Синухет пронзил его копьём.

Прошло много лет. Молва о Синухете достигла Египта, и фараон прислал ему письмо: «Царь Египта, сын Солнца, предлагает своему вельможе вернуться». Вернулся Синухет, вошёл во дворец и увидел фараона на троне. Он упал перед ним и потерял сознание. Приказал фараон поднять вельможу, подарил ему дом с прудом и садом. Слуги побрили Синухета и причесали, омыли, одели в одежды из тонкой ткани, душистым маслом натёрли его тело. Спал он теперь на постели, а не на земле, как пастухи- азиаты. По приказу фараона каменщики соорудили вельможе гробницу, внутри которой поставили его статую, украшенную золотом.  Мало кому выпадала честь находиться перед самим фараоном. Бывало, что при виде его у вельможи от волнения подкашивались ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или мёртв. Ведь перед ним на троне восседал сам великий владыка Египта.

В знак особой милости вельможу могли назначить, например, «носителем царских сандалий». Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом, а самого его приказать побить палками. Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

Военные походы фараонов

Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско — большое и хорошо обученное. Писцы вели строгий учёт населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы. Из них формировались отряды воинов, искусно владевших тем или иным видом оружия. Одни были вооружены луками, другие — копьями, боевыми топориками или кинжалами. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из бронзы — сплава меди и олова. Бронза твёрже меди — бронзовое оружие давало воинам преимущество над теми, кто имел оружие из меди и камня. Но всё же бронза не очень твёрдый металл. Приходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе — его делали коротким и массивным.

30605-egypt-ancient-egyptians-wall-art

Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щитами, обтянутыми шкурами пятнистых коров или диких зверей — леопарда, рыси, гиены. Иногда на щиты нашивали металлические бляхи. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные лестницы. В середине второго тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы, запряжённые конями.

У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колёсами укреплена площадка, где стояли двое — возничий, управлявший конями, и боец колесничий, стрелявший из лука. Площадка крепилась к длинной палке — дышлу, за которое два коня везли колесницу.

Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые кожей борта, чтобы защитить ноги обоих воинов. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней развевались разноцветные страусовые перья. Отряды на колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника. 

Крупные сражения обычно проходили так: когда разведчики сообщали о приближении неприятеля, египетское войско готовилось к бою. Вперёд выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие беспорядок в ряды врагов. Потом в бой вступали пехотинцы, вооружённые копьями и топориками. Неприятеля, обращённого в бегство, преследовали на колесницах. Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колесничими. Война для них была способом ещё больше обогатиться.

Фараоны посылали свои войска на юг, на запад, на северо-восток. Южнее Египта находилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили племена ливийцев, обладавших большими стадами коров, коз, овец. На северо- востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на север располагались страны — Палестина, Сирия, Финикия. Богатства соседних стран издавна прельщали фараонов. Когда же у них появилась хорошо обученная и вооружённая армия с  лёгкими боевыми колесницами, они стали совершать туда походы почти каждый год. Войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой был тогда город Фивы. Гнали скот, везли ценную древесину, золото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос. При нём египтяне захватили Нубию. Успешными были и походы в Азию граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы смогли освободиться от власти фараонов. Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать. На торжествах в честь победы народ ликовал, видя несокрушимую мощь своего владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, отличившимся в битве. Многие тысячи чужеземцев должны были обрабатывать землю, обогащая фараона и вельмож.

Религия древних египтян

Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам, те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости. Люди строили для богов жилища — храмы. Они вытёсывали из камня большие статуи богов, делали фигурки  из бронзы или глины. Египтяне полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди, принимает их подарки.

geroglifici_egiziani

При храмах находились жрецы — служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом — он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей. Главный жрец входил внутрь храма, где жил бог. Он натирал статую душистыми маслами, одевал её, подносил вкусное угощение, а затем удалялся, пятясь, чтобы не повернуться к богу спиной.

Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы. Жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов.

Самым главным, прекрасным богом египтяне считали Солнце. Бога Солнца называли Ра, Амоп или Амон-Ра. Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывёт по небу в своей великолепной ладье. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск. Оживают растения, ликуют люди и звери, птицы поют, прославляя Амона-Ра. Но вот день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Здесь бог света Амон-Ра вступает в смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем, имя которого Анубис. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен змей, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Люди живут на земле, а над ними раскинулся огромный шатёр неба. Египтяне изображали бога земли по имени Геб в виде человека с головой змеи: ведь змея — самое «земляное» животное. Богиню неба Нут представляли коровой с телом, усеянным звёздами. 

nut8

Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб — мужем. Каждый вечер Нут рождала звёзды. И всю ночь они плыли по её телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу, говоря: «Ты — как свинья, пожирающая собственных поросят». Кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землёю. Особым уважением пользовался бог мудрости Тот — у него голова птицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Богиня Бастет — гибкая кошка — покровительница женщин и их красоты. Египтяне поклонялись животным — птицам, змеям, рыбам, насекомым. При одном из храмов в Мемфисе содержали большого чёрного быка с белой отметиной на лбу. Его звали Анис. Вся страна погружалась в печаль, когда этот бык умирал. Жрецы тогда подыскивали нового Аниса. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных быков, кошек, крокодилов, похороненных по особым правилам.

Миф  об Осирисе и Исиде

Некогда царём в Египте был бог Осирис. Большие тёмные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и чёрными, как сама земля на берегах Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придётся впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мёртвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лёг на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и в жестокой схватке одолел противника. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царём и судьёй в «стране мёртвых», а Гор — покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жён и матерей. В Египте самое трудное время года — засуха в мае — начале июня. Египтяне верили, что тогда и умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья — это снова ожил Осирис.

Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых»? Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на нолях и растут сладкие финики на пальмах. Но не всякому разрешат жить в том царстве после смерти. Там распоряжается бог Анубис, которого изображали с телом человека и чёрной головой шакала. Взяв умершего за руку, ведёт он его на суд Осириса, который восседает на троне с жезлом и плетью в руках. Умерший, стоя в белых одеждах, клянётся. Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а па другую — фигурку богини правды — Маат.

Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и зубастой пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло. А праведника пропустят на чудесные поля мёртвых. Но для существования в «стране мёртвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами — оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб, украшенный рисунками и надписями, — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. 

Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца. Они верили, что Амон-Ра — царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы на полях был хороший урожай, а домашний скот приносил потомство: коровы — телят, овцы — ягнят. Разливы Пила происходили регулярно в определённое время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Всё должно подчиняться воле фараона — не только люди, но и сама природа.

Painting of Ancient Egyptian Architecture by Antonio Basoli

Искусство Древнего Египта

На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды.. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Самая высокая — пирамида фараона Хеопса была построена около 2600 года до и. э. Её высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр. Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже железных орудий труда.

На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотёсов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжёлые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны.

Знамениты и другие сооружения — храмы. Подойдём к одному из них. Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов. По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски — каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

ancient-egypt-pyramids

За воротами — широкий двор, окружённый колоннами . Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн, похожих на связки стеблей папируса. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. Робеет человек среди этих каменных исполинов, трепещет его сердце при мысли о могуществе и величии богов. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараон вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога — хозяина храма.

В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма. Во втором тысячелетии до и. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в помещениях, вырубленных в скалах. За века и тысячелетия, прошедшие со времён фараонов, их погребения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на дверях цела. Никто не входил сюда более трёх тысяч лет — все сокровища остались на месте.

Посреди первой комнаты стоял трон — на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы из полупрозрачного камня, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нём — второй саркофаг, во втором — третий. Лишь в последнем, четвёртом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.

Письменность и знания древних египтян

Стены египетских храмов и гробниц, а также саркофаги покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Такие значки египтян ещё в древности называли иероглифами — «священными письменами». В египетском письме более семисот иероглифов. Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали всё, что хотели сказать: О — «солнце», Л — «идти», — «хлеб»,   — «рот». Но такое письмо не передавало звуков языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком. Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам.

Но однажды в XIV веке до н. э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски — Атон). Каждый луч солнца — рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, — Ахетатон («Горизонт Атона»). Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был оставлен и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы царицы Нефертити. 

Как открыли египетскую письменность

Два века назад в Египте нашли большой чёрный камень, покрытый надписями. Одна из них была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по- гречески. Французский учёный Шампольон заметил, что некоторые иероглифы обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом камне, также содержащем один и гот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л — и иероглифы в двух рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы — знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

На чем писали

Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски укладывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

Школа готовила писцов и жрецов. Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Папирус был недёшев, и сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды. Потом им доверяли и папирус. На нём писали топкой тростинкой, как кисточкой. В пенале было два углубления: для чёрной и красной краски. Разводили краску водой из горшочка. Красным цветом выделяли начало новой мысли. Детей учили не только писать, но и считать. Чтобы делать расчёты для строительных работ, нужны были математические знания. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.

Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли точный календарь и предсказывали, в какой день начнется разлив Нила, — ведь это было очень важно. Для измерения времени они употребляли водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и «времени утекло». Не просто за звёздами наблюдали жрецы — они как бы проникали в тайну движения самих небесных богов. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

Источник информации:

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций /  А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014. 303с.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций /  А.А. Майков. М.: Вентана-Граф, 2013. 128с.

История Древнего Мира. Атлас. М. 2013.

История Древнего Мира: 5 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС/  М.Н. Чернова. – М.: Изд-во «Экзамен». 2015. – 127 с.

История Древнего мира/ под ред. Кузищина. М. «Высшая Школа», 2003.

История Древнего Мира. Рабочая тетрадь.  Годер Г.И.  М. «Просвещение», 2011.

Проверочные материалы по всеобщей истории за 5 класс. История Древнего мира. Алебастрова А.А.  Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2010.