Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

славяне делят добычу

Русский летописец Нестор (автор Повести Временных лет) начала XII в., рассказывая о происхождении Древнерусского государства, ведает нам легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, которые «навели бы порядок» в земле русской, установили мир и согласие, прекратили бы постоянные войны между племенами славян. Так, Синеус сел на Белоозеро, Трувор в Изборске, а Рюрик в Новгороде. Вскоре братья Рюрика умерли (864 г.), и он стал править самостоятельно.

Сегодня историки скептически относятся к этой легенде, объясняя это тем, что варягами могли быть норманнские (скандинавские) воины, которых просто наняли на службу.  Другая группа историков считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. Но главное значение здесь все же бесспорно — именно Рюрик заложил основу первого и шаткого государственного образования. Именно Рюриком было положено начало княжеской династии Рюриковичи.

Концепция приглашения правителя из-за рубежа не является уникальной для мировой истории.  Для нас представляет интерес не сколько «повод» этого возникновения, сколько истинные причины. Большинство современных историков, как и любители истории вряд ли удовлетворяются фактом самого призвания, нам важно понимать, почему именно в IX в.

Основные причины появления государства у восточных славян

  • Общественно-политические — к IX в. завершилась эволюция родовой общины в соседскую, а соседская община численно и территориально имела огроменные масштабы. Управлять такой структурой «по старинке» уже было физически невозможно.
  • Социально-экономические — ввиду выгодного географического расположения территории восточных славян, их примитивная экономика развивалась невероятно быстрыми темпами. первые примитивные города богатели (еще бы! ведь они находились на побережье Днепра и Ловати, где проходил путь «Из варяг в греки»), а потому у них быстро появилась индивидуальная собственность (очень близкая по сути к современному понятию «частная»). Кроме того, уславян произошло разделение труда — сельское хозяйство и ремесло отделились друг от друга. Теперь одни занимаются земледелием, другие — ремеслом, а третьи торгуют.  Также, ввиду активной военной деятельности таких супер-союзов как вятичи, кривичи, поляне, словени ильменские социальное неравенство здесь возникло быстро. А потому потребность в упорядочивании этих сложных отношений внутри союза/союзов стимулировала формирование государства, которое бы мирным способом обеспечило порядок и процветание племенам (из-за регулярных конфликтов между племенами славяне многое упускали).
  • Внешнеполитические — славяне всегда нуждались в защите и от внешнего врага (печенеги, хазары, реже — византийцы). Именно потребность дать отпор внешнему врагу стимулировало эволюцию социальных, политических и экономических процессов.

Однако не всегда в этом вопросе между исследователями был разумный компромисс. В XVIII в. при Петре немецкие ученые Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер и А. Л. Шлёцер выдвинули норманнскую теорию, согласно которой государство было создано иноземцами — пришли и создали. Ввиду авторитетности немецкой науки в России  XVIII в. эта теория была долгое время популярна, пока при Елизавете Петровне не появился один талантливый самоучка. М. В. Ломоносов, который понимал, что такие сложные социальные организации на пустом месте не создаются, т.е. нельзя «принести» куда-либо государство. Государственные отношения вызревают долго, предпосылки появляются небыстро.  И несмотря на то, что многие купцы носили скандинавские имена, знать была практически вся норманнская, это вовсе не означает, что они привнесли государственность.  К тому же многовековые и в основном дружественные, партнерские отношения (славянам и норманнам было выгодно союзничать, они вместе ходили на могущественных и богатых византийцев) это взаимодействие только стимулировали.

Доводы Ломоносова были на редкость убедительны, а потому в ХХ веке историки пришли к компромиссной центристской теории, согласно которой государство вызревало долго, но подтолкнули к этому процессу завершения именно сильные варяги.

Какова же действительная роль варягов в ранней истории Руси?

  1. Варяжские отряды были привлечены в труднопроходимые русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока, что доказывается нумизматическими данными. Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен.
  2. Киевские князья в 870-е годы предприняли ряд серьезных мер (походы на кривичей и полочан) для противодействия варягам. Вероятно, в это же время строятся на севере такие опорные пункты, как Руса и Новгород.
  3. Олег (швед? норвежец?) базировался в Ладоге, но на короткий срок овладел киевским столом. Его победоносный поход на Византию был совершен как поход многих племен; после похода (удостоверенного текстом договора 911 года) Олег исчез с горизонта русских людей и умер неизвестно где. Легенды указывали его могилы в самых разных местах. К строительству русских городов варяги никакого отношения не имели.
  4. Новгород долгое время уплачивал варягам дань – откуп, чтобы избежать новых набегов. Такую же дань Византия платила русским «мира деля».
  5. Наличие сухопутных преград – волоков на речных путях Восточной Европы – не позволяло варягам использовать свое преимущество мореходов (как это было в Западной Европе). Контрмеры киевских князей содействовали повороту основных варяжских путей в сторону Волги, а не на Днепр. Путь из «Варяг в Греки» – это путь вокруг Европейского континента. Путь же из Киева к Новгороду и в Балтику назывался путем «из Грек в Варяги».
  6. Киевские князья (как и византийские императоры) широко использовали варяжские наемные отряды, специально посылая за ними в Северную Прибалтику – «за море». Уже Осколд собирал варягов (если верить тексту «Повести временных лет»). Игорь, задумав повторный поход на Византию в 941 году, «посъла по варяги за море, вабя я на Грькы». Одновременно с варягами нанимали и печенегов. Варяжские дружинники выполняли дипломатические поручения киевских князей и участвовали в заключении договоров. Варягов нанимали и для войны, и для политических убийств: наемные варяги закололи князя Ярополка в 980 году, варяги убили князя Глеба в 1015 году.
  7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к славянскому населению (Свенельд и «умучивание» уличей). Жестокость, нередко бессмысленная, часто проявлялась и у варяжских отрядов, воевавших под русским флагом, и в силу этого отождествляемая с русами, с населением того государства (Руси), которому они служили. Так, торговля русов со странами Каспийского побережья долгое время была мирной, и местные писатели говорили о том, что русы выходят на любое побережье и торгуют там или на верблюдах едут в Багдад. Но в самом начале X века (время Олега), когда можно предполагать бесконтрольное увеличение числа варягов в киевском войске, источники сообщают о чудовищных зверствах «русов» на том же самом побережье Каспия. Настоящие русы-славяне в походах этого десятилетия (903-913 годы) оказались, очевидно, сильно разбавленными неуправляемыми отрядами варягов, принимаемых местным населением за русов.
  8. К концу X – началу XI века одной из важных задач русского государства стало противодействие буйным ватагам наемников. Их селили не в городах, а за пределами городских стен (например, Шестовицы под Черниговом). В 980 году, когда князь Владимир ездил за море для найма варягов и с их помощью отбил Киев у своего брата, варяги потребовали очень высокую оплату своих услуг. Владимир выслал варягов в Византию, попросив императора не возвращать их: «а семо не пущай ни единого». Острые конфликты возникли в Новгороде в 1015 году, когда Ярослав нанял много варягов, предполагая начать войну против своего отца. Новгородцы с оружием в руках отстаивали честь своих жен и дочерей.
  9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов, не внес никаких существенных изменений в ход русского исторического процесса. Расширение территории Руси за счет северных племен было результатом консолидации этих племен в ходе борьбы с «находниками» и включения Киева в эту борьбу.

А.В. Васнецов варяги

А.В. Васнецов. Варяги

Первые князья

После смерти Рюрика управлять шатким государственным образованием стал его родственник и сподвижник Олег (или Хельг). Олег стал первым в истории России регентом — человеком на особом положении в государстве, ведь статус «регента» включает в себя две важнейшие задачи: первая — управлять государством до достижения совершеннолетнего возраста наследником (на Руси — 16 лет); вторая — воспитывать наследника в вере и правде, готовить его к княжескому столу. Олег был потрясающим управленцем, он успешно справился со всеми задачами, что стояли перед ним в его княжеское время.

Какие проблемы были в молодом государстве?

Проблем было много. Важнейшая из них — шаткость политических структур. Изначально государство сформировалось как гарант и защитник племен, в обмен же на это племена должны были платить дань или полюдье (нефиксированный налог, который собирался спонтанно дружиной накануне походов). Поэтому когда дружинники возвращались с победой, государственность укреплялась, дивиденды с добычи доставались практически всем, однако если походы князя и дружины были неудачны, то авторитет их сразу падал, создавались предпосылки к внутренним конфликтам и борьбе. Так и развивалась Русь вплоть до конца Х века (если внешняя политика князя была успешна, то общество богатело, однако стоило только раз проиграть, как отношения портились, так не совсем удачная политика походов князя Игоря серьезно «уронила» его авторитет в глазах местных племен, и при удобном случае его убили). Логика столь примитивных политических отношений понятна: сильный князь смжет защитить, а слабый не только защиты не даст, но и сбором полюдья разорит.

Поэтому первые князья занимались институализацией политических отношений на Руси. Всех их объединяет одни и те же задачи:

  1. Расширить территории (Олег,  Игорь, Святослав, Владимир);
  2. Объединить племена на общей почве (религия — Владимир, налоговая система — Ольга, правовая система  — Ярослав)
  3. Повысить международный статус (Олег — унизительные договоры с Византией, Ольга и Владимир- принятие христианства, Ярослав — «брачная» дипломатия).

1001250

Почему Олег считается одним из самых могущественных князей Древней Руси?

Хельг (Олег) обладал не только военным, но и прекрасным политическим чутьем, и там, где сила была малоэффективна, он хитростью покорял города. Так случилось и с Киевом — одним из богатейших городов не только Руси, но и Европы того времени. Еще при живом Рюрике, его сподвижники Аскольд и Дир уехали странствовать по Днепру, а позже захватили Киев, где правили Кий, Щёк, Хорив и их сестра Лыбядь. С тех пор город значительно укрепился, теперь так просто его не взять, а потому Олег решил выманить братьев на нейтральную территорию и разбить в бою. По дороге Олег присоединил к Новгородской Руси  Смоленск («ключ-город») и Любеч, посадив там своих наместников. Поскольку по Днепру всегда велась оживленная торговля, конунг Олег представился очень богатым купцом. Уважаемых торговцев и чтили по-особому,  а потому Аскольд и Дир с радостью встретились с ним. Спустившись к Олегу на ладью, Аскольд и Дир погибли от дружинников Олега, которые были одеты в одежды торговцев. Так почти без боя в 882 г. был взят один из самых могущественных городов первого тысячелетия. Позже Олег произнес всем известную ныне фразу,. нарекая Киев особым статусом — столицей молодого государства: «Да будет Киев матерью городам русским!!!»

торговля на руси

Почему перенес столицу?

То что Киев богат — это полдела, Новгород был далеко не беден, однако уникальное географическое положение новой столице могло ускорить решение многих проблем того времени:

  1. Освобождение от власти Хазарского каганата Киева и подчинение ему еще непокорённых восточнославянских племён;
  2. Защита рубежей государства от внешних врагов;
  3. Обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

Для обороны от кочевников Олег строит города. Так, начала формироваться государственная территория. Ему подчинились поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена. В руках Олега сосредоточилась власть над землями, простиравшимися от Ладоги на севере до низовьев Днепра на юге. К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба: ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира — Византийскую империю. В 907г. он совершил успешный поход на Константинополь. Город не сумел оказать должного отпора войску Олега. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных. Греки запросили мира. Императоры Лев VI и его брат-соправитель Александр выплатили баснословную сумму контрибуции. Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями — привилегия, которую имели только жители Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов. Русь продиктовала свои условия Византийской империи, и последняя вынуждена была принять их. Новое, более совершенное соглашение два государства заключили 2 сентября 911г. При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора больших уступок. Олег скончался в 912 г. Его деятельность оставила глубокий след в исторической памяти народа. Вначале фигура местного масштаба (даже не князь, а регент, т. е. правитель, при князе, малолетнем Игоре), Олег к исходу своей жизни стал властелином огромного государства.

Сразу после смерти князя по всей территории начались конфликты, древлянские племена даже успели отсоединиться, это была закономерная реакция общества на смерть варяга-правителя. Русичи еще сформировали свою единую культуру, а потому сколь успехов у князя бы не было, государственные границы еще пока очень подвижны. Поэтому князь Игорь (912—945 гг.) начал своё княжение с карательного похода на древлян. Так, древляне были вновь возвращены в состав государства. Воевал он и с недавно появившимся на границах Руси грозным врагом — кочевниками-печенегами. В 40-х гг. X в. Игорь совершил два больших похода на Византию. Царьград не соблюдал соглашения с Русью, позорные договоры только втаптывали в грязь статус византийской империи, а потому греки активно помогали печенегам в их атаках на Русь. В 941 г. руссы опустошили всё юго-западное побережье Чёрного моря и берега пролива Босфор. Империя срочно мобилизовала войска своих восточных провинций. В жестокой сухопутной схватке греки с трудом одержали верх. Византийцы отогнали дружину Игоря от Константинополя, используя знаменитый «греческий огонь» — зажигательную смесь в бочках и горшках. В состав смеси входили сера, смола и нефть. «Греческий огонь» применялся в морских сражениях для поджога кораблей, при осаде и обороне городов, а также в полевых сражениях. На дружинников-руссов он произвёл неизгладимое впечатление. Сразу же после неудачи князь Игорь начал готовить второй поход. Наняв варягов и печенегов, собрав дружины многих славянских племён, он с огромным войском двинулся к Царьграду. Император поспешил уладить дело дипломатическим путём. В устье Дуная Игоря встретили послы с мольбой о мире. По обычаю тех времён Игорь решил посоветоваться с дружиной, которая была рада получить дань без боя. В следующем, 944 г. мир между сторонами был оформлен ещё одним, правда, менее выгодным, чем в 911 г., договором. В 945г. Игорь при попытке повторного сбора дани был убит древлянами.

В.Суриков. Ольга встречает тело игоряjpg

В. Суриков. Ольга встречает тело Игоря

После смерти Игоря управлять государством стала его жена Ольга (945-962). О происхождении Ольги известно немного, родом она из Пскова. Скорее всего, она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом говорит и её варяжское имя — Хельга. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и городами. Она имела собственные вооружённые отряды. Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа. Однако на первый план она выдвигается после гибели князя Игоря. Для Ольги это было трудное время. Древлянская земля «отложилась» от Киева, наследник, князь Святослав, был ещё слишком мал. Первое, что сделала Ольга, она с дружиной отправилась в древлянскую землю, осадила город Искоростень и сожгла его, покорила жителей и заставила платить тяжкую дань.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти и в других землях. Она наводила порядок не сколько оружием, сколько новыми правилами. Налоговая реформа, которую она провела положила начало новому витку взаимоотношений между государством и покорившемся ему народами — отныне ни князь, ни дружинник не могут по любому поводу прийти в избу собирать дань. Теперь полюдье собиралось только раз в год и только после сбора урожая (ноябрь). Определялся также и четкий размер  — урок, который должна заплатить деревня государству за свою защиту. Уроки отдавались теперь в строго определенных местах — погостах. Так налоговый произвол в Древней Руси канул в лету. Сегодня исследователи говорят, что с появлением погостов произошло изменение и в только-только формирующейся административной системе государства, поскольку теперь появились формально определенные города, деревни и населенные пункты.

Такие перемены меняли и сущность власти на местах. Прежняя власть вождя славянского племени также уходила в прошлое, на ее место постепенно приходила система наместничества (князь ставил во главе удела/города/деревни своего доверенного человека — друга, сына, брата и т.д.). Благодаря административной реформе Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Именно по этой причине 862 г. считается крайне условной датой появления государства, ведь даже к середине Х века оно еще не обладала всеми признаками такой политической структуры.

Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов княжеской дружины, не присоединялись новые земли — тишина и замиренье были на Руси. В 955 г. она крестилась. Согласно летописи, в середине 50-х гг. X столетия она отправилась в Константинополь и там приняла новую веру. Народная молва расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом же деле ей было в ту пору около 60 лет), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, обманула его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними. Скорее всего, Ольга была знакома с христианством ещё в Киеве, в её дружине были христиане, в Константинополь её сопровождал киевский священник Григорий. Однако крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску: получив титул дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре всё ещё лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский стол. Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже её сын Святослав продолжал жить согласно языческим обычаям.  Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г. Хоронили её по христианскому обряду. Она мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами.

Сын Ольги, Святослав (945-972) стал известен как князь-воин, князь-язычник, не любивший сидеть в Киеве и гордо отвергавший христианскую премудрость и смирение. В 964 г. Святославу исполнилось 22 года, и он повёл войско на восток. В те времена славянские племена вятичей платили дань Хазарскому каганату. Это было могущественное государство в низовьях Волги, через которое проходили многочисленные торговые пути. В богатых городах Хазарии жили бок о бок мусульмане, христиане, язычники; сами же кочевники-хазары в IX в. приняли иудаизм. Каган — правитель Хазарии — считался носителем божественной силы. Если дела в государстве шли хорошо, все славили кагана; в противном случае его могли и убить… Войска Святослава разгромили главные силы хазарского войска, взяли столицу каганата — город Итиль, а затем крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону. Итиль полюбился Святославу, он даже было попытался перенести столицу древнерусского государства в Итиль, но планам было не суждено сбыться. Вскоре Святослав отправился на Северный Кавказ, где нанёс поражение племенам ясов (т. е. осетин) и касогов (т. е. черкесов), и закончил войну в Приазовье. Впоследствии там возникло русское Тмутараканское княжество (ныне здесь расположен прекрасный город Сочи). Не исключено, что появилось оно в результате похода Святослава. Святослав пытался закрепиться в Поволжье, но это ему не удалось. Зато после разгрома Хазарского каганата Киеву подчинились и стали платить дань бывшие данники хазар — многочисленные племена вятичей, жившие по берегам Оки. Святослав вернулся в Киев, но долго там не задержался.

Походы Святослава

Развитие событий на востоке тревожило Византийскую империю. Константинополь не возражал против разгрома Хазарского каганата, но опасался того, что русские слишком уж близко подошли к византийским владениям в Крыму. И в Киев отправился посол императора Никифора Калокир. Он обещал Святославу нейтралитет и даже поддержку Византии, если князь начнёт войну с Болгарией. Это предложение исходило от императора; сам же Калокир в тайне рассчитывал в будущем при поддержке Святослава свергнуть императора и занять его место. Он принял предложение Калокира, и в 966 г. русские дружины появились на Дунае. Войско болгарского царя потерпело поражение. Устье Дуная оказалось в руках Святослава, а сам он со своей дружиной обосновался в Переяславце на Дунае. Здесь проходили торговые пути на Балканы и в Западную Европу. Но укрепиться на Дунае он не смог. С родины пришли тревожные известия: Киев осадили печенеги. Правда, от самого города их удалось отогнать, но они кочевали поблизости, выжидая удобной минуты, чтобы возобновить осаду. На Дунай прибыли гонцы от киевлян, которые сообщили Святославу, что город в опасности. Во главе конницы Святослав поспешил к Киеву, оставив часть войск в Переяславце. Пока он воевал с печенегами, болгары восстали и выбили русских из города. Однако после победы над печенегами он вновь собирался в болгарские земли, только просьбы умирающей Ольги задержали его в Киеве. После смерти матери Святослав посадил в Киеве своего старшего сына Ярополка, а второго сына Олега — в Древлянской земле. Тогда же и Новгород попросил себе князя. Святослав отправил туда Владимира, сына Малуши, ключницы Ольги.

Император Византии был не только опытным полководцем, но и дальновидным политиком. Иоанн не собирался терпеть опасного врага у своих границ. Решительными мерами, не жалея ни крови, ни золота, он подавил мятежи на востоке империи и перебросил войска на Балканы. В море вышел знаменитый флот Византии, оснащённый орудиями, поражавшими неприятеля зажигательной смесью. Такие же триеры (боевые корабли), вооружённые страшным «греческим огнём», когда-то уничтожили ладьи князя Игоря.

Битва при Доростоле (971 г.)

Неожиданно для русских византийцы перешли на Балканы и оказались под стенами болгарской столицы. Население города не оказало им особого сопротивления. Лишь восьмитысячный русский отряд держался до конца в царском дворце. Потеряв терпение, византийцы сожгли дворец вместе с его защитниками.  Вместе с основной частью войска князь находился в крепости Доростол. Под её стенами и разыгрались решающие битвы этой войны. С большими потерями русские отступили в город. Но и византийцы были настолько утомлены и обескровлены сражением, что даже не попытались ворваться в Доростол вслед за ними. После этой битвы Святослав предложил заключить мир, и вскоре был подписан мирный договор. Святослав обещал навсегда уйти из Болгарии и гарантировал неприкосновенность византийских владений в Крыму и на Балканах. В свою очередь византийский император возвращал Руси статус «друга и союзника» и подтверждал все обязательства по прежним договорам, в том числе и об уплате Византией ежегодной дани. Святослав отправился обратно.

Семиградский. Русские дружинники после Доростола

Г. Семиградский. Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом

Поредевшему войску Святослава предстояла опасная дорога через степи, где кочевали печенеги. Византийцы позволили русским беспрепятственно уйти из Доростола, даже дали хлеба на дорогу. Во время переговоров с Цимисхием Святослав просил его обеспечить безопасный проход через земли кочевников, и император обещал это сделать. Трудно сказать, насколько искренним было это обещание. Уж очень опасным врагом оказался Святослав, и Цимисхий был явно не прочь расправиться с ним руками печенегов. Дорога на Киев оказалась закрытой, и воинам князя пришлось зимовать на берегу моря в устье Днепра. Видимо, Святослав и не спешил в Киев, скорее всего, он ожидал подкрепления, рассчитывая вернуться на Дунай. Но, не дождавшись его, двинулся на север. Часть воинов во главе с воеводой Свенельдом отправилась домой окружным путём и благополучно добралась до Киева, Святослав со своей дружиной поднялся вверх по Днепру. Здесь, у днепровских порогов, и подстерегли его печенеги. И князь, и вся дружина погибли в бою. Из черепа Святослава печенежский князь Куря повелел сделать чашу для пиров. Такие же чаши были сделаны и из черепов дружинников Святослава.  Большая часть земель, завоёванных Святославом, была потеряна для Руси. Договор, заключённый с Византией, ничего не прибавил к тому, чего уже добились Олег Вещий и Игорь Старый; напротив, Святослав обещал Византии оказывать ей в случае необходимости военную помощь. Сыновья Святослава, посаженные им в разных частях Русской земли, после гибели отца сразу же перессорились между собой. Сначала в сражении с Ярополком погиб Олег, потом по приказу Владимира был убит Ярополк.

карта 10 в

Расцвет Киевской Руси. 

После смерти Святослава во главу киевского государства встал князь Владимир «Красно солнышко». Путь его к великокняжескому престолу был нелёгок. Третий сын Святослава, он по своему положению в княжеской семье не был равноправен с братьями, ибо матерью его была рабыня Малуша.

Вскоре Владимир дал о себе знать. Поначалу он подчинил себе Полоцкую землю, где княжил дружественный Ярополку варяг Рогволд. Сам Рогволд и два сына его погибли, дочь же его, гордая красавица Рогнеда, ранее с презрением отвергшая сватовство «сына рабыни», стала теперь его женой.  В 980г. Владимир Святославич стал великим князем всей Русской земли.

А.Лосенко. Владимир и Рогнеда

А. Лосенко. Владимир и Рогнеда

Нелёгкие задачи стояли перед молодым правителем. Кровавой распрей братьев Святославичей воспользовались соседи Руси. Польский князь Мечислав I захватил западные русские земли — так называемые Червенские города на Волыни; на Полоцкую, Псковскую земли совершали набеги воинственные литовские племена ятвягов; в южных степях таились грозные печенеги. Стремились обособиться и ранее покорные Киеву восточнославянские племена вятичей, радимичей.

Все первые годы своего правления Владимир Святославич проводит в военных походах, возвращая Руси всё утраченное за время междоусобиц, укрепляя её рубежи. В 981 г. киевская дружина во главе с князем идёт походом на Волынь и изгоняет поляков из захваченных ими Червенских городов — Перемышля, Червена и др. Для укрепления восстановленных рубежей великий князь ставит там новый город, получивший его имя (современный Владимир-Волынский на Украине). В 981—982 гг. Владимир дважды выступает в поход против вятичей на Оку, следующий год ознаменован победой над ятвягами, вынужденными прекратить свои набеги на русские земли и стать данниками Руси. В 985 г. ходил Владимир походом на болгар. Важнейшее значение имел поход Владимира в 987 г. на город Херсонес Таврический, византийское владение в Крыму. Именно после этого произошло величайшее событие в отечественной истории — крещение Руси. В 992 г. Владимир ходил в Карпатские горы и, подчинив Киеву княжение хорватов, тем самым завершил создание единой могучей державы. Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Он часто ведёт войну, но он ведёт её для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались удалением отца его, усобицами братьев и перестали платить дань: так воюет он с радимичами, вятичами, хорватами. Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление единства Русской земли. Он покончил со всеми местными княжениями и поставил там наместниками своих сыновей. Где какому сыну княжить, сколько дани взимать с той или иной земли — всё это определял великий князь киевский, князь всея Руси. Но не всегда гладко складывались отношения Владимира с сыновьями. Старший сын Ярослав, княживший в Новгороде (а ещё ранее — в Ростовской земле, на Верхней Волге, где он основал город, носящий его имя — Ярославль), отказался платить дань Киеву, сочтя её чрезмерной. Владимир прогневался на непокорного сына и собрался походом на Новгород. Но не суждено было отцу с сыном встретиться в бою: 15 июля 1015 г. Владимир скончался.

Зачем принял христианство

В 988 г. на Руси была принята новая религия — христианство. Оно было известно еще задолго до 988 г., этой официально признанной даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия.  Так, часть дружинников княжившего гораздо позднее Игоря уже были христианами. Под 944 г. в летописи рассказывается о заключении договора Руси с Византией. В частности, описана клятва о соблюдении условий договора, данная представителями Руси. При этом крещёные русичи клялись на кресте в киевской церкви Святого Ильи, а язычники присягали на оружии и клялись богом Перуном. Церковь Ильи названа соборной (т. е. главной), а это значит, что к 944 г. в Киеве были и другие церкви. Известно, что христианкой стала и жена князя Игоря — княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе в 955 г. Таким образом, ещё до крещения Руси при Владимире Святославиче христианство на Русской земле имело более чем вековую историю.

Каковы же были причины принятия новой религии — христианства? Среди них историки называют три основные:

  1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
  2. Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племён, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
  3. Языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками.

В это время Русь могла бы обратить свои взоры на Восток и принять одну из восточных религий: ислам, распространённый в Волжской Булгарии, или иудаизм, который исповедовали хазары. В 986 г. к князю прибыли миссионеры, представлявшие все известные в X в. мировые религии: «болгары магометанской веры», «иноземцы из Рима» (т. е. христиане западного обряда), хазары-иудеи и некий «грек-философ». По легенде Владимир выслушал представителей всех религий. Мусульманство было привлекательно своим многожёнством, но необходимо делать обрезание и отказываться от вина и свинины, вероятно, такие же строгие правила у иудеев оттолкнули царя, хотя летопись объясняет это тем, что нет родины у евреев за грехи их. Причины отказа от западного христианства не известны. Тогда ещё не произошло официального раскола христианской церкви и поэтому отказ от католичества, скорее всего, лежит в политической плоскости, а не в религиозной. Греческая же церковь, её богатое и пышное богослужение, служба на родном языке, поразили Владимира. Да и от любимых хмельных напитков и свинины не надо было отказываться. Употребление хмельного на пиру было не сколько для удовольствия, а ритуальным. Пустив по кругу большую чашу с мёдом (братину), дружинники заключали братский союз и становились побратимами. Этот ритуал скреплял дружину и князя. Отказавшись от него, князь рисковал остаться без поддержки дружины.

Поэтому, сохранив прежние обряды, Владимир принимает крещение по греческому образцу. Жителей насильно загнав в Днепр, крестили. На бывшем капище воздвигли новую церковь святого Василия — в честь святого, чьё имя принял Владимир. В Новгороде крещение сопровождалось восстаниями, которые пришлось подавлять с помощью дружины. Таким образом, Русь постепенно становится христианской, принимая греческие культурные ценности, глаголица меняется на кириллицу, а священники полностью поддерживают князя. Владимир после принятия новой религии, как пишут летописи, стал примерным христианином и таким вошёл в фольклор, как Владимир Красно Солнышко.

Васнецов. Крещение Руси. Эскизы для Владимирского Собора в Киеве.1890г

В.М. Васнецов. Крещение Руси (фреска работы во Владимирском Соборе, Киев), 1896 г.

Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа и дала толчок бурному развитию страны.

После смерти Владимира вновь вспыхнула на Руси братоубийственная междоусобица. Сын Владимира Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. Приняли мученическую кончину сыновья Владимира Борис и Глеб, впоследствии признанные церковью первыми русскими святыми. Их брат Святослав пытался бегством спастись от людей Святополка, но был настигнут ими и убит близ Карпатских гор. Потрясённый жестокостью Святополка, народ дал ему прозвание Окаянный (т. е. братоубийца — тот, кто уподобился библейскому Каину, убившему брата своего Авеля). Четыре года вёл нелёгкую войну со Святополком Ярослав. Помогали ему новгородцы и варяжские воины из Швеции, откуда была родом королевна Ингигерда, жена Ярослава. Святополк же   опирался   на   помощь   поляков   и   исконных врагов Руси — печенегов. Наконец в 1019 г. разгромленный в битве на реке Альте, Святополк бежал за пределы Руси, но был настигнут варягом Эймундом, который доставил отсечённую голову князя-братоубийцы Ярославу. Так Ярослав получил княжескую власть.

Ярослав правил 35 лет (1019—1054 гг.). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом. В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя собора Святой Софии. Киев времён Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. Чтобы подчеркнуть могущество Руси, её равенство с Византией, Ярослав сам, без согласования с константинопольским патриархом, назначил для Руси главу церкви — митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов, тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.

Предчувствуя близость кончины и желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, старый князь ещё при жизни постарался распорядиться державным наследием. Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода. Святослав Ярославич получил в княжение Чернигов, Всеволод — Переяславль, Игорь — Владимир-Волынский, Вячеслав — Смоленск. В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич. По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю. В 1054 г., прожив более 70 лет, великий князь Руси Ярослав Мудрый скончался. Так закончилась эпоха расцвета Древнерусского государства.

Князья и дружина. Вечевые порядки.

Одним из главным действующих лиц в истории Руси становится княжеская дружина, которая была не только боевой единицей, но и советчиками. Князь, который смог набрать большую дружину, был наиболее надёжным защитником населения и пользовался его поддержкой. В дружине можно было встретить людей разных племён и народов: варягов, тюрок, поляков, венгров. Они не владели землёй, а зависели от щедрости князя. Постоянная княжеская дружина насчитывала до 400-500 человек. В XI-XII веках дружина делится на две части: старейшую (лучшую, лепшую), и молодшую (переднюю). В первую входили бояре, которые стали верхушкой дружины. Младшая дружина должна была выполнять различные поручения князя, сопровождать его в качестве телохранителей, на совет же княжеский младшие дружинники не приглашались. К XII веку старшая дружина уже владеет землёй и постепенно значение её возрастает.

На первых порах на территории Руси, где формируется военная демократия, действует и вече — многолюдное собрание жителей. Хрестоматийный пример вече — новгородское народное собрание. В Новгороде вече существовало с древнейших — племенных — времён, когда сложилась боярская республика — особое управление городом. На вече обязательно присутствовали «триста золотых поясов» — представители знатнейших и богатейших боярских семей Новгорода. Позже «золотых поясов» станет пятьсот. Спорили о приглашении или изгнании князя из города, кого выбрать на главные должности — посадника, тысяцкого, епископа. Кроме того, на вече принимали решение объявить войну или подписать мир, утвердить договор и закон. Первоначально не новгородцы выбирали себе посадника — его присылал к ним киевский князь. В Новгород от киевского князя приезжал не только посадник, но и тысяцкий — начальник ополчения. С ослаблением Киева и княжеской власти, в 1136 г. боярство и купечество добилось политической независимости от столицы и права выбора руководителей города. После получения самостоятельности, новгородцы избирают на вече посадника, тысяцкого и епископа. Посадник олицетворял и представлял высшую светскую власть: возглавлял, говоря современным языком, городскую администрацию. Тысяцкий со своими помощниками — сотскими — говорил на вече от имени новгородского народа. На обе должности выбирали пожизненно. Особый суд был для купечества: его избирали. Избираемый же на вече епископ был не только духовным главой города, но и был носителем светской власти: в его распоряжении была городская казна, был министром иностранных дел, имел право судить новгородцев. Вечевая система власти была и в Пскове. Вечевая власть в Новгороде и Пскове сохранится до захвата городов московским княжеством — до 1478. Вечевой же колокол будет высечен и сослан после похода Ивана Грозного на Новгород (1570 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *