Арабский мир в VI—XI веках

Арабский Халифат 8

К юго-востоку от азиатских владений Византии жили племена арабов. Прежде мало кому известные, в VII веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе.

Арабы относятся к числу семитских народов. Арабы осознавали своё родство с евреями, считая своим предком Измаила — сына библейского Авраама. Арабы издавна населяли Аравийский полуостров. Почти всю его территорию занимают пустыни и степи. Часть их пригодна для кочевого скотоводства. Кочевники-бедуины (что значит «степняки») передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей.

Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду и жилище из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошадей, далеко не столь неприхотливых, обычно имели только богатые люди.

Положение бедуина было ненадёжным, пастбищ не хватало. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны. Для земледелия были пригодны только прибрежные районы, особенно расположенные вдоль побережья Красного моря и на юге полуострова. Здесь проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим торговым центром была Мекка. Благосостояние жителей зависело от караванной торговли.

Арабы — и бедуины, и земледельцы, и торговцы — делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища, и это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстило всё племя. Вожди руководили племенем во время войны, разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени.

Арабский Халифат 2

Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена. Так было в конце VI — начале VII века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Лишь объединение арабов могло решить эту проблему, обратив вовне энергию, с которой арабы уничтожали друг друга.

В большинстве своём арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов. Разные племена почитали разных богов. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе с арабского — куб) В Мекке. В углу Кааба, этого большого кубического здания находился «чёрный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы различных божеств.

В первые века нашей эры в Аравии распространились иудайзм и христианство — первые монотеистйческие религии в истории (монотейзм в переводе с греческого — единобожие). Проникновение монотеистических религий в Аравию свидетельствовало о том, что язычество всё менее удовлетворяло арабов. Но их путь к признанию единого Бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

Мекка
Мекка

Путь пророка

Пророк Мухаммед 2
Пророк Мухаммед

Основатель новой религии Мухаммед родился около 570 года в Мекке. Он рано остался сиротой и в молодости бедствовал, но к 40 годам добился достатка и уважения сограждан. Всё больше места в его жизни занимали религиозные размышления. Когда однажды в пещере под Меккой он предавался раздумьям о вере, ему было видение архангела Гавриила. Тот приказал ему: «Читай!» — и затем произнёс несколько фраз, заставив Мухаммеда повторить их. Так Мухаммед в 610 году стал пророком, передавая народу откровения, полученные свыше. Он призывал жителей Мекки и всех остальных арабов отказаться от многобожия и уверовать в единого Бога (Бог по-арабски — Аллах), раскаяться в грехах, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Он обличал тех, кто несправедливо нажил богатство, призывал богачей помогать бедным. Себя он называл посланником Аллаха, его пророком, причём подчёркивал, что Аллах уже направлял к людям посланников, но люди не слушали их. Среди своих предшественников Мухаммед называл Мусу (так по-арабски звучало имя библейского Моисея) и Ису (Иисуса). Таким образом, новая вера представала не новшеством, а восстановлением истинной веры Авраама. Такая проповедь могла бы привлечь и язычников, и христиан, и иудеев.

Ближайшие родственники и друзья поддержали Мухаммеда, но остальные мекканцы враждебно отнеслись к его пророчествам, осудив отступничество от веры предков. Возможно, влиятельные мекканцы боялись, что с утверждением новой веры Кааба придёт в запустение и доходы жителей Мекки сократятся.

Неожиданную поддержку пророк получил в соседнем городе Ясриб. Враждовавшие там племена надеялись примириться с помощью пришлого вероучителя, известного праведной жизнью. В 622 году Мухаммед, над которым в родном городе нависла угроза расправы, с горсткой сторонников бежал из Мекки в Ясриб. Это событие, именуемое у арабов хиджра (то есть переселение), сыграло решающую роль в победе новой веры: не случайно от него начинается отсчёт мусульманской эры.

Мухаммед с чёрным камнем Каабы. Средневековая миниатюра
Мухаммед с чёрным камнем Каабы. Средневековая миниатюра

Мухаммаду удалось примирить жителей Ясриба, большинство которых приняли новое учение. В честь Мухаммада Ясриб был переименован в Город пророка или просто Город, по-арабски — Медина. Мухаммаду было важно не только подчеркнуть монотеизм своего учения в противовес язычеству, но и отмежеваться от приверженцев других монотеистических религий — иудеев и христиан. В спорах с ними складывались догматы новой веры. В Медине возвели первое помещение для молитв сторонников новой веры — мечеть (от арабского слова «масджид» — место поклонения), был определён порядок богослужения. Главной святыней стала Кааба, и каждый верующий должен был во время молитвы обращаться в её сторону. В 630 году, после нескольких лет войны, Мухаммад подчинил Мекку. Он приказал уничтожить идолов, окружавших Каабу, сама же она осталась главной святыней.

В последние годы жизни Мухаммада арабские племена подчинялись ему одно за другим. Когда в 632 году Мухаммад умер, в его смерть отказывались верить, хотя сам пророк всегда подчёркивал, что он всего лишь смертный человек, хотя и избранный Богом. Распространение его веры уже нельзя было остановить.

Ислам — религия мусульман

Новая вера известна под названием ислам, что по-арабски означает «предание себя Богу». Тот, кто сделал это, именуется мусульманином (в арабском языке слова «ислам» и «мусульманин» однокоренные).

Кратко суть веры мусульман можно выразить фразой из главной священной книги ислама — Корана: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха!» Коран (в переводе с арабского — чтение) — это запись откровений, полученных Мухаммадом от Аллаха. Уже после смерти пророка они были по памяти записаны его сподвижниками. Кроме Корана, мусульмане почитают Сунну — сборник изречений Мухаммада и рассказов о нём.

В Коране рассказывается о сотворении мира Аллахом. На шестой день из праха был создан первый человек — Адам. На седьмой день — он пришёлся на пятницу — Аллах отдыхал, поэтому у мусульман пятница — день отдыха. В истории сотворения мира, как и в других местах Корана, можно найти немало общего с Библией. Ислам во многом близок к иудаизму и христианству, и главные различия заключаются не в том, во что верят те и другие, а в том, как они поклоняются Богу и как вера влияет на их жизнь. Но ислам не принял веру в Троицу, о которой спорили и сами христиане. 

мечеть Аль-Акса Иерусалим 705 г. н.э.
мечеть Аль-Акса, Иерусалим 705 г. н.э.

Ислам установил пять главных обязанностей верующего. Во-первых, вера во всемогущего и единого Аллаха и в пророческую миссию Мухаммада. Во-вторых, мусульманину предписано молиться пять раз в сутки. Молиться можно где угодно, лишь бы соблюдать необходимый ритуал. Но на пятничную молитву, сопровождаемую проповедью, мусульмане должны собраться в мечети. О наступлении времени очередной молитвы верующих оповещают с минарета (высокой башни при мечети). В-третьих, обязанностью мусульманина являются посты, которые заключаются в воздержании от пищи, питья и развлечений. Самый важный пост приходится на месяц рамадан, когда всем, кроме малых детей и больных, запрещено есть и пить с рассвета до захода солнца. Не только в пост, но и в любое время мусульманину нельзя пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством. В-четвёртых, каждый, у кого есть возможность, должен совершить хадж, то есть паломничество в Мекку. Люди, сделавшие это, пользовались особым уважением. Наконец, пятая обязанность — платить налог, который использовался на общие нужды и распределялся среди бедняков. Кроме того, мусульманам предписываются добровольные пожертвования и милостыни. Часто к обязанностям мусульманина причисляется и джихад — активная деятельность ради торжества ислама. Обычно это сводится к участию в священной войне с неверными.

Нормы ислама соблюдались во всех сферах жизни мусульман, будь то брачные отношения, питание или одежда (например, женщины, выходя на улицу, обязательно скрывали чадрой от посторонних глаз своё лицо и фигуру). Коран призывал верующих к праведной жизни. На основе Корана юристы разработали правила поведения мусульман — шариат (то есть «правильный путь»). Того, кто не следовал этим правилам, совершал проступки или преступления, ждали наказания, определяемые судьями опять-таки в соответствии с Кораном. Таким образом, ислам был не только верой, но и образом жизни мусульман, их системой ценностей.

Арабские завоевания

После смерти Мухаммада власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижники пророка, избираемые на собраниях наиболее уважаемых мусульман. Эти правители именовались халифами — заместителями пророка, а государство, которое они возглавляли, — Халифатом.

Объединив арабов, ислам поставил перед ними общую цель — подчинить неверных новой религии. Добиться этого можно было только с помощью войны, и первое столетие Халифата стало временем почти непрерывных завоеваний. Сначала арабы обрушились на богатейшие восточные провинции Византии. В течение всего нескольких лет они захватили Сирию, Палестину и Египет, а позже и всё средиземноморское побережье Африки. Одновременно был покорён Иран.

В 711 — 714 годах они подчинили почти всю Испанию, перешли Пиренеи и только в 732 году были остановлены франками при Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд, захватили Среднюю Азию и в 751 году при Таласе нанесли поражение прибывшему туда китайскому войску.

Арабский восток

Каждая новая победа умножала уверенность мусульман во всемогуществе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своей воли. Но были и другие причины их успехов. Бывшие кочевники оказались прекрасными воинами, их конница атаковала неожиданно и стремительно, а религиозный фанатизм удваивал силы. В то же время противостоявшие им державы — Иран, Византия, вестготская Испания — были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой. Их население, уставшее от войн и тяжёлых налогов, часто готово было покориться без боя. Этому способствовала и терпимость арабов по отношению к «людям Писания» — так они называли христиан и иудеев, отличая их от язычников. В то же время освобождение мусульман от некоторых важных налогов побуждало покорённое население переходить в ислам — тем более что в новой вере узнавались знакомые черты иудаизма и христианства. Принять такую веру было намного легче. В середине VIII века арабские завоевания в основном закончились. Бывшие кочевники стали властителями самой большой державы, какую к тому времени знала история.

Расцвет и распад Халифата

Арабские завоевания разворачивались на фоне жестокой борьбы за власть халифа. В ходе этой борьбы мусульмане разделились на шиитов (от слова «ашшиа» — сторонники) и суннитов (от слова «Сунна» — пример; имеется в виду пример жизни Мухаммада). Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен быть имамом, то есть религиозным главой всех мусульман, и о многих других вопросах. Каждая сторона считала себя защитницей истинного учения Мухаммада, искажённого её противниками. Позже каждая из них распалась на множество течений и сект, однако в целом деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.

Несмотря на эту борьбу, в середине VIII века Халифат выглядел, как никогда, прочным. Столичный Багдад был одним из самых больших городов мира, двор халифов утопал в роскоши. Память о могуществе Халифата сохранилась в сказках «Тысяча и одна ночь». Но расцвет Халифата оказался недолговечным. Во-первых, покорённые народы далеко не всегда желали мириться с завоевателями. Уже в VIII—IX веках по Халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Во-вторых, слишком уж большая территория оказалась под властью халифов. Наместники отдельных областей — эмиры — чувствовали себя в своих владениях полными хозяевами. Сначала отделилась Испания, правитель которой в X веке принял титул халифа. Затем пришла очередь Марокко, Египта, Средней Азии. Вскоре багдадские халифы потеряли реальную власть, а в XIII веке монголы вообще изгнали их из Багдада.

Свет знания

Когда кочевники из Аравии завоевали древнейшие центры цивилизации, казалось, культуре Египта и Двуречья стоило ожидать худшего. Сколько раз бывало в истории, что беспощадные завоеватели уничтожали высочайшую культуру, которую не могли и не хотели принять! Арабы, напротив, проявили редкую готовность усваивать знания и традиции покорённых народов. Более того, они сумели связать культурные достижения разных стран воедино и развить их на основе ислама и арабского языка. Арабский язык постепенно вытеснил языки покорённых народов и стал официальным: на нём составляли документы, вели переговоры и молились.

Арабский Халифат 6

Арабский стал также языком науки и культуры всего мусульманского Востока. Этому способствовало создание при дворе халифов школы переводчиков, сделавших достоянием мусульманского мира сочинения античных мыслителей: Аристотеля, Гиппократа, Евклида. Многие произведения древних греков дошли до нас только в арабских переводах. Освоив греческую мудрость, арабы творчески её развили. Они внесли огромный вклад в математику, астрономию, медицину.

Прочную основу культурного расцвета Халифата составляли школы, где обучались грамоте многие жители не только городов, но и крупных селений. За небольшую плату учитель обучал ребёнка чтению, письму и счёту. На уроках читали и заучивали наизусть тексты Корана, а также писали их под диктовку. Наряду с наказаниями нерадивых учеников в школах применялись поощрения. Существовал обычай: лучший ученик ехал верхом через весь город, а товарищи осыпали его сладостями. В X веке в Средней Азии и Иране появились высшие учебные заведения — медресе, которые позже распространились по всему арабскому миру. Уровень преподавания в них мог быть очень высоким, причём студенты получали жильё, питание и небольшое денежное пособие. Медресе не имели самоуправления, а контролировались властями.

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко пользоваться цифрами, изобретёнными в Индии, но известными как арабские. Арабские астрономы с помощью сложных вычислений и точных инструментов определяли окружность Земли, описывали положение звёзд на небе. В области медицины особенно прославился живший в Средней Азии Ибн Сина (980—1037), известный в Европе как Авиценна. Он свёл воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. Много веков его труд был обязательным руководством для медиков и в арабском мире, и в Европе.

Любознательные арабы были неутомимыми путешественниками. Известный им мир простирался от Атлантического океана до Тихого и от Экваториальной Африки до Руси (кстати, многие сведения о Древней Руси нам известны именно из описаний арабских путешественников). Для морских плаваний арабы создали очень удобный и надёжный корабль — дау, их карты и навигационные приборы отличались удивительной точностью.

Блестящего расцвета достигли в арабском мире философия и литература, создававшаяся на арабском, а с X века и на персидском языках. Всему миру известен сборник сказок «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя сказки и легенды многих народов. Быстро развивались различные жанры поэзии. Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси, создавший грандиозный эпос «Шахнаме» («Книга царей»), в котором описываются деяния персидских царей.

old-baghdad

В мечети

Расцвет Халифата ознаменовался масштабным строительством: возводились дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости. Но наиболее полное представление об архитектуре и искусстве Халифата дают мечети. В мечети не только молились и проповедовали, но и учили детей, вершили суд, встречались с друзьями.

Внешне мечеть часто напоминает крепость с глухими стенами, почти лишёнными украшений. Войдя внутрь, верующий попадал в открытый прямоугольный двор с фонтаном для омовений. Ко двору примыкал молитвенный зал. Как и в христианской базилике, здесь обычно несколько рядов колонн с арками. Святая святых мечети михраб — ниша в стене, обращённая в сторону Мекки и богато украшенная резьбой, а иногда мозаикой.

Внутреннее пространство мечети не имеет чёткого центра, взгляд перемещается здесь в разных направлениях. Создаётся настроение созерцательности, хочется размышлять о Боге.

В мечети мы не увидим икон или фресок с изображением Аллаха. Ислам запрещал изображать Бога и поклоняться каким-либо изображениям. Зато интерьеры богато украшены мозаикой, инкрустацией и тончайшей резьбой. Наряду с орнаментами на стенах мечетей множество надписей (чаще всего изречений из Корана), которые сами выглядят как редкой красоты орнамент. Это — знаменитое искусство каллиграфии, в котором мусульманский мир не знал себе равных.

Как и христианские храмы, мусульманские мечети собирали в своих стенах лучшее, что создавалось искусством эпохи.

Искусство жить красиво

Богатство Халифата, расцвет сельского хозяйства, ремёсел и торговли создавали новые возможности для повседневной жизни людей, по крайней мере богатых и знатных. Сведя воедино и развив многие традиции античного, византийского, персидского быта, арабы сумели красиво организовать свой быт и досуг. В Халифате процветало производство предметов роскоши: тончайших тканей, керамики, стеклянных ваз и кубков.

В искусстве украшать дворцы и разводить сады арабы не знали себе равных. Они любили и умели развлекаться: охотились и пировали, играли в шахматы и слушали музыку. К примеру, знакомые нам слова «лютня» и «гитара», равно как и сами инструменты, арабского происхождения. Большую роль в жизни арабов играли книги. В VIII веке арабы переняли у китайцев секрет изготовления бумаги. Книги стали дешевле и доступнее. При дворах эмиров и халифов создавались огромные библиотеки. Так, библиотека кордовского халифа в X веке насчитывала более 400 тысяч томов — по тем временам фантастическая цифра! Быт и культура повседневной жизни были важнейшими сторонами мусульманской цивилизации и оказали глубокое влияние на средневековую Западную Европу.

Список использованной литературы:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 14-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. История Средних веков. (2-е изд.).
  3. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. История Средних веков. Учебник для VII класса средних учебных заведений. — 4-е изд.- Москва: МИРОС; КД «Университет», 1998.
  4. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 15-е изд. М.: Русское слово, 2012. Брандт М.Ю. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 8-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2008.
  5. Большаков О. Г. История Халифата. М., 2000.
  6. Всемирная история в шести томах / Гл. ред. А.О. Чубарьян. Т. 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. тома П. Ю. Уваров. Москва, 2012.
  7. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 9-е изд. М.: Просвещение, 2012.
  8. Ведюшкин В.А., Уколова В.И. История. Средние века. М.: Просвещение, 2011.
  9. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Баласс, 2011.
  10. Девятайкина Н. И. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. М., 2002.
  11. Дмитриева О.В. Всеобщая история. История Нового времени. М.: Русское слово, 2012.
  12. Искровская Л.В., Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. / Под ред. Мясникова B.C. История Средних веков. 6 кл. М.: Вентана-Граф, 2011.
  13. История Востока. В 6 т. Том 2. Восток в средние века / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна. М., 2002.
  14. История Востока. В 6 т. Том 3. Восток на рубеже Средневековья и нового времени, XVI — XVIII вв. / Под ред. Л.Б. Алаева, К.З. Ашрафяна, Н.И. Иванова. М., 2002.
  15. История Европы: в 8 т. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992.
  16. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Разные издания.
  17. Пономарев М.В., Абрамов А.В., Тырин С.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Дрофа, 2013.
  18. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. М.: Мнемозина, 2012.
  19. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. – М.: Дрофа, 1999.